о возложении обязаности совершить определенные действия. Вступило в законную силу 11.10.2011 г.



Дело № 2-2213/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ

30 сентября 2011 года                                                                            г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего                                                   Поляковой С.И.

при секретаре                                                                     Бобылевой В.Н.

с участием помощника прокурора                                   Кавуновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о возложении обязанности оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о возложении обязанности оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, указывая на то, что при проведении проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха на автозаправках: в <адрес>; - <адрес>; на втором километре объездной дороги <адрес><адрес>; <адрес> установлено, что все АЗС эксплуатируются без проекта предельно-допустимых выбросов и специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Ответчик не принял мер для оформления разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ, чем нарушил интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду. В организации ответчика отсутствуют паспорта на образующиеся отходы, а также подтверждения отнесения отходов 1 - 4 класса опасности к конкретному классу опасности. Обосновав требования положениями Федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 45, 22 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит обязать ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности; получить паспорта на отходы; оборудовать на АЗС , расположенной по адресу: <адрес>; АЗС , расположенной на 2 км. объездной дороги <адрес><адрес>; АЗС , расположенной <адрес> в <адрес> ливневую канализационную сеть, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов установить по периметру бортики высотой 200 метров, в срок три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Кавунова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав доводами искового заявления, в части возложения обязанности оборудовать на АЗС , расположенной по адресу: <адрес>; АЗС , расположенной на 2 км. объездной дороги <адрес><адрес>; АЗС , расположенной на 431 км.+850 м. трассы М-52 в <адрес> ливневую канализационную сеть, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов установить по периметру бортики высотой 200 метров, просила установить срок в восемь месяцев.

        Представитель ответчика ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» Швецов А.В. в судебном заседании по требованиям истца в части сроков устранения недостатков возражал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 4 Приказа Минприроды РФ «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с п. 16 данного Приказа Минприроды РФ разрешение на выбросы, разрешение на сбросы подлежит переоформлению в случае изменения наименования, в том числе фирменного наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о регистрации юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица.

Судом установлено, что в нарушение приведенного выше законодательства ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» не оформлена разрешительная документация на выбросы вредных (загрязняющих) веществ.

Кроме того, согласно протоколов анализа качества почвы № 31-Г-16-6, 32-Г-16-6, 33-Г-16-6, 34-Г-16-6 от 29 июля 2011 года, актов обследования АЗС установлено, что в <адрес> на АЗС по <адрес> - превышено содержание нефтепродуктов относительно фоновой концентрации в 5 раз, на АЗС по <адрес> - превышено содержание нефтепродуктов относительно фоновой концентрации в 2 раза; на АЗС на <адрес> <адрес>, превышено содержание нефтепродуктов относительно фоновой концентрации в 3 раза, на АЗС <адрес> - превышено содержание нефтепродуктов относительно фоновой концентрации в 2 раз. Также отсутствует организованный ливневый сток и бортики по периметру на АЗС , 7, 8.

Часть 2 статьи 14 ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» возлагает на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязанность подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В статье 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Согласно п. 4.4 «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)» утвержденный Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 года № 229 в редакции от 17.06.2003 года территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

Пунктом 18.4 вышеуказанных правил предусмотрено, что сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения.

В соответствии п. 18.7 Правил территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм. Территория должна иметь уклон в сторону лотков или колодцев. Покрытие территории должно быть выполнено из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами.

Согласно ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Следовательно, оборудование АЗС канализационной сетью для отвода загрязненных нефтепродуктами вод с поверхности проезжей части является необходимым в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что учет движения отходов на АЗС не ведется, территории АЗС не оборудованы канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, что является нарушением законодательства Российской Федерации.

    В связи с этим требования прокурора подлежит удовлетворению. Поскольку ответчиком не представлено возражений по поводу установления срока в части требований об оформлении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности; получения паспорта на отходы, суд полагает возможным установить срок, заявленный прокурором, то есть три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

По требованиям о возложении обязанности оборудовать на АЗС , расположенной на 2 <адрес> <адрес><адрес>; АЗС , расположенной на <адрес> в <адрес> ливневую канализационную сеть, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов установить по периметру бортики высотой 200 метров, суд определяет срок для исполнения в размере 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. По требованиям о возложении обязанности оборудовать на АЗС , расположенной по адресу: <адрес> ливневую канализационную сеть, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов установить по периметру бортики высотой 200 метров, устанавливает срок в 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд находит, что указанные сроки являются разумными, по следующим основаниям. На создание канализационной ливневой сети и бортиков на территории трех АЗС требуется длительное время для внесения изменений в проектную документацию, заказ и разработка проектно-сметной документации. Вскрытие асфальта для проводимых работ может привести к полной остановке деятельности АЗС, что в свою очередь приведет к срыву выполнения государственных и муниципальных контрактов на поставку ГСМ. Для недопущения прекращения поставок ГСМ необходимо поочередная остановка деятельности АЗС. Реальные работы по реконструкции АЗС с учетом получения проектной документации и зимнего периода времени в укороченные сроки будет затруднительной.

    Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить на ООО «<данные изъяты>» обязанность разработать проектную документацию предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок три месяца со дня вступления решения в законную силу.

Возложить на ООО «<данные изъяты>» обязанность подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, получить паспорта на отходы в срок три месяца со дня вступления решения в законную силу

Возложить на ООО «<данные изъяты>» обязанность оборудовать на АЗС , расположенной <адрес> <адрес><адрес>; АЗС , расположенной <адрес> в <адрес> ливневую канализационную сеть, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов установить по периметру бортики высотой 200 мм, в срок двенадцать месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Возложить на ООО «<данные изъяты>» обязанность оборудовать на АЗС , расположенной по адресу: <адрес> ливневую канализационную сеть, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов установить по периметру бортики высотой 200 мм, в срок восемнадцать месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

    Судья                                                                                                           С.И. Полякова