о признании торгов недействительными, вступило 21.06.2011



                                                                                                           Дело № 2-403/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2011 года                                                                                   г.Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                                                   Кокшаровой Е.А.,

при секретаре                                                           Ватутиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тяпкина ФИО6 к Министерству имущественных отношений Республики Алтай, Обществу с ограниченной ответственностью «Элитстрой» о признании торгов недействительными,

                                                                     УСТАНОВИЛ:

Тяпкин ФИО7 обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к Министерству имущественных отношений Республики Алтай, Обществу с ограниченной ответственностью «Элитстрой» о признании торгов недействительными. В обоснование требований указал, что 19.10.2010 года было подано извещение о продаже 100% пакета акций ОАО «Усть-Коксинское ДРСП» без объявления цены. Истцом была подана заявка на приобретение указанного государственного имущества. В результате подведения итогов 26.11.2010 года покупателем признано ООО «Элитстрой». Торги считает незаконными ввиду указания в извещение о продаже имущества предложения о цене, в то время как в соответствии с п.1 ст.24 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при продаже государственного имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. В соответствии с ч.2 этой же статьи закона, информационное сообщение должно соответствовать требованиям ст.15 закона, за исключением начальной цены. Нормативная цена государственного имущества не определяется при его продаже без объявления цены. Претендентам предоставляется право самостоятельно определять стоимость приобретаемого имущества. Следовательно, установив минимальную цену пакета акций ОАО «Усть-Коксинское ДРСП» министерство имущественных отношений лишило истца права как участника приобретения имущества самостоятельно определять стоимость приобретаемого имущества. Кроме того, извещение от 19.10.2010 года не содержит сведений о форме торгов. Признание торгов недействительными, влечет недействительность заключенного по его результатам договора.

В предварительном судебном заседании истец свои требования уточнил, просил применить последствия недействительности сделки по продаже 100% пакета акций ОАО «Усть-Коксинское ДРСП» без объявления цены от 26.11.2010 года.

При подготовке дела к судебному заседанию от Министерства имущественных отношений Республики Алтай поступили возражения, согласно которых собственник вправе по своему усмотрению осуществлять права в отношении принадлежащего имущества. Ст.217 ГК РФ установлено, при приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Законодательством РФ не установлен запрет на определение минимальной цены государственного имущества Республики Алтай, продаваемого без цены. Торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица (ст.449 ГК РФ). К таким нарушениям могут относиться: отказ в принятии заявки на участие в торгах, нарушение проведение торгов или рассмотрение заявки, отказ в доступе к информации об имуществе, выставляемом на торги, необоснованный отказ от продажи такого имущества победителю, разглашение сведений о конкурсантах или участниках аукциона до начала аукциона, отказ от оплаты покупки лицом, выигравшим торги. Прав Тяпкина ФИО8. нарушено не было, поэтому просят в иске отказать.

Истец Тяпкин ФИО9. в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен в соответствии с ГПК РФ.

Его представитель Смирнов ФИО10. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель Министерства имущественных отношений Республики Алтай Микьянец ФИО11. просил в удовлетворении требований отказать по тем основаниям, что истец не относится к лицам, указанным в ст.449 ГК РФ, его права оспариваемыми торгами не нарушены.

Ответчик ООО «Элитстрой» будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, согласно ч.5 ст.167 ГПК РФ представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы иска и отзыва, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 данного Закона, одним из способов приватизации государственного имущества является продажа имущества без объявления цены.

В силу ст.24 вышеназванного Закона, при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона, за исключением начальной цены. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении. Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты). Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в статье 16 настоящего Федерального закона. Подведение итогов продажи государственного имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Алтай на 2009-2011 годы усматривается, что ОАО «Усть –Коксинское ДРСП» значится в числе юридических лиц, акции которых планируется приватизировать.

Поскольку, продажа 100% пакета акций общества посредством публичного предложения 07.10.2010 года признана несостоявшейся, распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Алтай от 13.10.2010 года за №475 изменен способ приватизации путем осуществления продажи без объявления цены, утвержден порядок проведения такой продажи.

26 ноября 2010 года Министерством имущественных отношений Республики Алтай были проведены торги по продаже 100% пакета акций открытого акционерного общества «Усть-Коксинское ДРСП» без объявления цены. По результатам которого покупателем государственного имущества признано общество с ограниченной ответственностью «Элитстрой». 29 ноября 2010 года с последним заключен договор купли-продажи за №3 акций открытого акционерного общества «Усть-Коксинское ДРСП» в количестве 138 020 шт. по номинальной цене 100 руб., общей стоимостью 8 010 000 руб.

Тяпкин ФИО12., оспаривая проведенные торги указывает на нарушение процедуры проведения торгов и нарушение прав истца, выразившееся в невозможности самостоятельно определять стоимость приобретаемого имущества.

Доводы истца о том, что в информационном сообщении о продаже государственного имущества без объявления цены, опубликованном в газете «Звезда Алтая» от 19.10.2010 года за №241 и в сети Интернет на официальном Интернет портале Республики Алтай содержится указание на начальную цену отчуждаемого имущества 6 500 000 руб., что не соответствует ч.2 ст.24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 22.11.2010) "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которого, начальная цена имущества не должна определяться и указываться в информационном сообщении, суд находит обоснованными.

Определение цены государственного имущества при его продаже на торгах без объявления цены и указание об этом информационном сообщении, следует считать нарушением порядка проведения торгов.

При этом, мнение представителя Министерства имущественных отношений Республики Алтай о том, что в данном случае имеет место определение минимальной цены имущества, что не запрещается федеральным законодательством, суд считает не основанным на законе, поскольку, понятия «минимальная цена» и «начальная цена» равнозначны.

Ссылки истца на нарушение ответчиком положений ст.448 ГК РФ выполненными.

В представлении прокуратуры Республики Алтай от 11.01.2011 года вынесенном в адрес Министерства имущества отношений Республики Алтай также указывается на ряд имеющихся нарушений при приватизации акций ОАО «Усть-Коксинское ДРСП». Однако, поскольку, таковые Тяпкиным ФИО13. в иске в качестве допущенных нарушений не приводятся, суд исходя из положений ст.196 ГПК РФ не вправе давать им оценки и рассматривает дело в пределах заявленных истцом требований.

В соответствии с пунктом 1 ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок.

Несмотря на то, что закон не определяет, какие именно нарушения правил проведения торгов могут привести к признанию торгов недействительными, при рассмотрении дела о признании торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными (грубыми) и повлияли ли они на результат торгов, привели ли к неправильному определению победителя. Иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.

Правовым последствием признания торгов недействительными является недействительность заключенного на торгах договора, влекущего приведение сторон в первоначальное положение.

При этом суд также должен исходить из того, могут ли быть восстановлены имущественные права лица, оспаривающего результат проведения торгов, при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

В силу ст.1 ГК РФ основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты прав указывается на признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности.

Таким образом, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Как установлено судом, истец несмотря на допущенные при проведении торгов нарушения, принимал участие в торгах и представляя свои предложения по цене приобретаемых акций, самостоятельно определил их стоимость в размере 6 600 000 рублей.

Из положений ст.24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", следует, что в случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.

Согласно перечня заявок на приобретение государственного имущества Республики Алтай, наибольшая цена за 100% пакет акций «Усть-Коксинское ДРСП» была предложена ООО «Элитстрой», которое и было признано впоследствии победителем торгов.

Истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что при проведении торгов были допущены существенные (грубые) нарушения, которые повлияли на результаты торгов и привели к неправильному определению победителя.

По мнению суда, нарушение на которое ссылается истец – наличие в информационном сообщении о проведении торгов предложения о начальной цене реализуемых акций, не повлияло на результат проведения данных торгов и не привело к неправильному определению его победителя, не является существенным.

Истец, зная о том, что начальная цена приватизируемого имущества не подлежит определению при продаже государственного имущества без объявления цены, но вопреки требованиям Закона о приватизации была указана в информационном сообщении, добровольно принял участие в таких торгах.

Кроме того, признание торгов недействительными не повлияет на восстановление имущественных прав истца, поскольку не является безусловным обстоятельством, свидетельствующем о том, что покупателем в этом случае станет обязательно истец.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имущественные права Тяпкина ФИО14. не могут быть восстановлены, при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Следовательно, иск Тяпкина ФИО15. в учетом дополнительно заявленного требования, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

                                                                    РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тяпкина ФИО16 к Министерству имущественных отношений Республики Алтай, Обществу с ограниченной ответственностью «Элитстрой» о признании торгов от 26.11.2010 года по продаже 100% пакета акций Открытого акционерного общества «Усть-Коксинское ДРСП» без объявления цены недействительными, применении последствий недействительности сделки по продаже 100% пакета акций ОАО «Усть-Коксинское ДРСП» без объявления цены от 26.10.2010, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Федеральный судья:                                                                             Е.А. Кокшарова

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2011 года.