о предоставлении жилищной субсидии, вступило 01.08.2011



                                                                                                                              Дело № 2-1552/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2011 года                                                                                    г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

Председательствующего                                                                                  Кокшаровой Е.А.,

При секретаре                                                                                                    Ватутиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жданова ФИО10 к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска о признании отказа в постановке в очередь на получение жилья незаконным, возложении обязанности предоставить жилищную субсидию за счет субвенции бюджета Республики Алтай вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

    Жданов ФИО11 обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска о признании отказа в постановке в очередь на получение жилья незаконным, возложении обязанности предоставить жилищную субсидию за счет субвенции бюджета Республики Алтай вне очереди, указывая, что в возрасте 9 лет остался сиротой, 25 января 1996 года постановлением Администрации г. Горно-Алтайска над ним была установлена опека, после окончания школы обучался в Профессиональном училище №28 на полном государственном обеспечении, затем был призван на военную службу. Образовательное учреждение, командование войсковой части, администрация г. Горно-Алтайска не приняли мер по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не разъяснили право на получение жилья как сироте. В связи с незнанием права на получение жилья обратился в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья 29 января 2010 года после достижения возраста 23 лет. Администрацией г. Горно-Алтайска в постановке на учет отказано в связи с достижением 23 лет. Поскольку является сиротой, имеет право на внеочередное получение жилья. Недвижимого имущества не имеет, в списке застройщиков не числится. На основании изложенного, Жданов А.А. просит признать отказ Администрации г. Горно-Алтайска от 08 февраля 2010 года в постановке в очередь как сироту на получение жилья незаконным, возложить обязанность предоставить жилищную субсидию за счет субвенции бюджета Республики Алтай в порядке, установленном Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, утвержденном Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в г. Горно-Алтайске вне очереди

    Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24 марта 2011 года в удовлетворении исковых требований Жданову А.А. было отказано в полном объеме.

     Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 25 мая 2011 года указанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

    В судебном заседании истец Жданов А.А. и его представитель Морогов В.И. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика Дробот В.П. в судебном заседании возражал по поводу удовлетворения исковых требований.

    Выслушав пояснения истца и его представителя, представителя ответчика, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

    Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет установлены Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детьми, оставшимся без попечения родителей следует понимать - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Согласно свидетельства о рождении Жданова ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения серии IV-ТО выданного 01.07.1986 года Гор.ЗАГС г.Горно-Алтайска Алтайского края его матерью является Жданова ФИО13, умершая ДД.ММ.ГГГГ, отцом Жданов ФИО14, умерший ДД.ММ.ГГГГ.

    Постановлением Администрации г.Горно-Алтайска от 25.01.1996 года за опекуном над несовершеннолетним истцом была назначена Пантюшова ФИО15.

    Из справки МОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска» усматривается, что Жданов А.А. в период с 01 сентября 1992 года по 31 мая 2001 года обучался в гимназии №3, из справки ГОУ НПО Республики Алтай «Профессиональное училище № 28 г.Горно-Алтайска» следует, что в период с 01 сентября 2001 года по 24 июня 2004 года Жданов А.А. обучался в указанном учреждении.

    В соответствии с военным билетом, выданным военным комиссаром г. Горно-Алтайска, Жданов А.А. в период с 17 декабря 2004 года по 26 декабря 2006 года проходил службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

    Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай от 19 января 2010 года усматривается, что в Едином государственном реестре прав и сделок с ним записи о регистрации прав Жданова А.А. на объекты недвижимости отсутствуют. Согласно справки МУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Горно-Алтайска» от 26 января 2010 года № 38 Жданов А.А. в списке застройщиков не числится. В соответствии со справкой МУ «Управление по имуществу и земельным отношениям г. Горно-Алтайска» от 26 января 2010 года Жданов А.А. на территории г. Горно-Алтайска земельным участком на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования не обладает. Из справки филиала по Республики Алтай ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» усматривается, что в г. Горно-Алтайске за Ждановым А.А. недвижимого имущества не числится.

    Таким образом, из материалов дела усматривается, что за истцом, в установленном законом порядке жилье не закреплялось.

    По смыслу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и находящегося во взаимосвязи с нею пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения.

    С целью реализации предоставленных вышеназванными законами прав, истец 29.01.2010 года обратился с письменным заявлением о постановке его в льготную очередь на получение жилья.

    Однако, согласно ответу администрации г. Горно-Алтайска за № 53 от 08 февраля 2010 года в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Жданову А.А. отказано в связи с превышением возраста 23 лет.

    В судебном заседании истец Жданов А.А. пояснил, что не имел возможности своевременно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что работая по трудовому договору в Министерстве сельского хозяйства Республики Алтай в период с 22.06.2009 года по 26.02.2011 года часто направлялся в командировки по районам Республики Алтай.

    Показания свидетеля Чертковой Н.Ю. не имеют юридического значения для разрешения указанного спора, в связи с чем, не принимаются судом в качестве доказательств по делу.

    Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса. В законе не указано на необходимость совершения дополнительных действий, в частности обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    Так, в ст.2 Закона Республики Алтай «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения» закреплено, что принятие на учет гражданина осуществляется на основании его заявления, поданного им в орган местного самоуправления по месту своего жительства, за исключением установленных законодательством случаев. Таким, образом, принятие на учет граждан, подпадающих под категорию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилых помещениях может осуществляться вне заявительного порядка.

    Кроме того, организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп.24, 24.2, п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемой ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

    Из анализа положений ст.4,7,8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", суд приходит к выводу о том, что учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет, в соответствии с положениями главы 18 СК РФ.

    При таких обстоятельствах гарантированная социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцом не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия.

    Учитывая, что при обращении истца в администрацию города Горно-Алтайска с вышеназванным заявлением, его возраст незначительно превышал двадцать три года, составляя 23 года семь месяцев и два дня, наличие уважительных причин, препятствующих своевременному обращению, а так же то обстоятельство, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них законом полномочия, суд приходит к выводу о том, что на истца распространяются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, предусмотренные ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а отказ администрации в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является незаконным.

    Следовательно, требование Жданова ФИО16 о признании отказа исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска от 08 февраля 2010 года №53 в постановке Жданова ФИО17, как сироты, в очередь на получение жилого помещения незаконным, подлежит удовлетворению.

    При этом, требование Жданова ФИО18 к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию за счет субвенции бюджета Республики Алтай в порядке, установленном Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, утвержденном Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в г. Горно-Алтайске вне очереди, удовлетворению не подлежит, в связи со следующим.

    Из п.п.3,15 Постановления Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 № 316 "Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа" следует, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья (далее - жилищная субсидия) либо предоставления жилого помещения по договору социального найма. Лицо, имеющее право на получение жилищной субсидии и изъявившее желание на ее получение, или его законный представитель, обращается с личным заявлением соответствующего содержания в орган местного самоуправления, ответственный за учет граждан. К заявлению прилагаются документы согласно пункту 7 настоящего Положения и договор купли-продажи жилого помещения.

    В судебном заседании установлено, что Жданов А.А. с заявлением о предоставлении ему субсидии на приобретение или строительство жилья с приложением всех необходимых документов, договора купли-продажи жилого помещения к ответчику не обращался.

    Следовательно, основания для понуждения ответчика предоставить жилищную субсидию в настоящее время отсутствуют.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Жданова ФИО19 к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска о признании отказа в постановке в очередь на получение жилья незаконным, возложении обязанности предоставить жилищную субсидию за счет субвенции бюджета Республики Алтай вне очереди, удовлетворить частично.

    Признать незаконным отказ исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска от 08 февраля 2010 года №53 в постановке Жданова ФИО20, как сироты, в очередь на получение жилого помещения.

    В удовлетворении исковых требований Жданова ФИО21 к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию за счет субвенции бюджета Республики Алтай в порядке, установленном Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, утвержденном Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в г. Горно-Алтайске вне очереди, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

    Федеральный судья                                                                           Е.А. Кокшарова

    Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2011 года.