Дело №2-476/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Горно-Алтайск 23 марта 2011 года Горно-Алтайский городско суд Республики Алтай в составе: председательствующего - А.О. Имансакиповой при секретаре - В.В. Сороноковой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бокучава ФИО1 о признании отказа ОФМС по Республике Алтай в выдаче паспорта незаконным, возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации, установил: Бокучава Т.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действия ОФМС по Республике Алтай, указывая, что в 1990 году переехал на постоянное место жительства из города Ткибули Республики Грузия в г. Горно-Алтайск Республики Алтай. В г. Горно-Алтайске работал в частном предприятии «<данные изъяты>» с 03 октября 1990 года по 12 декабря 1993 года и с 04 мая 1994 года по 1996 год, что подтверждается записями в трудовой книжке. В 1996 году выехал из г. Горно-Алтайска в село Приволжье Приволжского района Самарской области Российской Федерации. В 1998 году переехал в село Чоя Республики Алтай, где был зарегистрирован по <адрес>. Подтвердить регистрацию до 02 апреля 1998 года не представляется возможным, так как был утерян паспорт СССР, где были отметки о регистрации на территории Российской Федерации. Утеря паспорта подтверждается справкой об утере паспорта, выданной Чойским РОВД РА. Факт нахождения и регистрации на территории РФ с 02 апреля 1998 года подтверждается штампом ПВС Чойского РОВД на справке об утрате паспорта, выданным Чойским РОВД, а также штампом ПВС Чойского РОВД в паспорте гражданина Российской Федерации серии №, выданным ОВД Чойского района Республики Алтай 20 ноября 2000 года. В 2008 году сотрудниками ГУВД Алтайского края был изъят паспорт серии №, выданный 20 ноября 2000 года ОВД Чойского района РА. Изъятый паспорт был направлен в ОФМС по РА. Отказ ОФМС по РА в выдаче паспорта гражданина РФ является незаконным, поскольку проживал и работал в период с 1990 года по 1996 года в г. Горно-Алтайске, не заявлял о своем нежелании состоять в гражданстве России, в 2000 году на законных основаниях был документирован паспортом гражданина Российской Федерации. После вступления в силу ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» законных оснований для изъятия и отказа в выдаче паспорта гражданина России не имелось, так как имел гражданство Российской Федерации, выданный паспорт не был признан недействительным. На основании Конституции России, ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» просит признать отказ ОФМС по Республике Алтай в выдаче паспорта незаконным, обязать ОФМС по Республике Алтай выдать паспорт гражданина Российской Федерации. Заявитель Бокучава Т.С., извещенный о дне судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке в суд, не сообщил. Представитель заявителя Решетников А.Г., полагавший возможным рассмотреть дело без участия Бокучава Т.С., в судебном заседании заявление поддержал по доводам, в нем изложенным. Представитель ОФМС по РА по доверенности Савостина А.Ю. в судебном заседании указала на необоснованность заявления, просила в удовлетворении требований отказать. Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что Бокучава Т.С. обратился в Отдел Федеральной миграционной службы по Республике Алтай с заявлением от 08.11.2010 года, в котором содержалась просьба о выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации либо дать письменные пояснения о невозможности выдачи паспорта Российской Федерации. 13.11.2010 года начальником ОФМС по РА направлен ответ Бокучава Т.С., в котором указано, что законных оснований для выдачи паспорта гражданина Российской Федерации не имеется. Отказывая в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации ОФМС по РА исходил из того, что Бокучава Т.С. не представлены документы, свидетельствующие о его проживании на территории Российской Федерации на момент принятия ФЗ «О гражданстве РСФСР» от 28.11.1991 года. Суду представлена справка, выданная Чойским РОВД Республики Алтай» о том, что Бокучава Т.С. заявил об утрате паспорта, с отметкой о регистрации в <адрес>, 02 апреля 1998 года. Из трудовой книжки заявителя следует, что Бокучава Т.С. 04 мая 1994 года принят снабженцем в чп. «<данные изъяты>». Согласно справки отдела адресно - справочной работы Бокучава Т.С. зарегистрирован по адресу: р<адрес> 20.11.2000 года. Из пояснений представителя ОФМС по РА Савостиной И.Ю. следует, что 02.04.1998 года Бокучава Т.С. Чойским РОВД был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 года без отметки о принадлежаности к гражданству Российской Федерации. В ноябре 2000 года Бокучава Т.С. обратился в ПВС Чойского района РОВД с заявлением об утрате данного паспорта. По вопросу о приобретении гражданства РФ в паспортно-визовый отдел МВД по РА заявитель не обращался. 20.11.2000 года Бокучава был документирован паспортом гражданина Российской Федерации. Однако в связи с тем, что данный паспорт был выдан инспектором ПВС Чойского РОВД Бокучава Т.С. - лицу, не имеющему гражданство РФ, указанный паспорт был объявлен в федеральный розыск, а впоследствии изъят сотрудниками ГУВД Алтайского края. Указанные обстоятельства подтверждаются заключением по материалам служебной проверки по факту выдачи паспорта гражданина России гр. Бокучава Т.С. сотрудниками ПВС Чойского РОВД от 25 сентября 2003 года. Доказательств обратного суду не представлено. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации может быть выдан лицу, имеющему гражданство Российской Федерации. Согласно п. "а" ст. 5 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу ч. 7 ст. 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. В соответствии со ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 года N1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления Закона в силу, то есть на 06 февраля 1992 года, если в течение одного года после этого они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года, не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание гражданами РФ, при этом обстоятельством исключающим такое признание являлось наличие гражданства другого государства Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года №1325, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов. Из пояснений представителя ОФМС по РА следует, что Бокучава Т.С. с заявлением о выдаче паспорта не представил документы, подтверждающие регистрацию на территории России на дату вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации». В заявлении Бокучава Т.С. также отсутствует перечень документов, приложенных к заявлению. Какими - либо иными документами, свидетельствующими о наличии гражданства РФ, в том числе доказывающими проживание на территории Российской Федерации ОФМС по РА не располагал, что следует из ответа начальника ОФМС по РА о том, что все материалы по факту утраты, выдачи паспорта уничтожены в связи с истечением трехлетнего срока их хранения. Кроме того, из справки, выданной Чойским РОВД Республики Алтай», о том, что Бокучава Т.С. заявил об утрате паспорта, с отметкой о регистрации в <адрес>, 02 апреля 1998 года, трудовой книжки заявителя, справки отдела адресно - справочной работы Бокучава Т.С. не следует, что Бокучава Т.С. постоянно проживал и был зарегистрирован на территории России по состоянию на 06 февраля 1992 года. При таких обстоятельствах, отказ ОФМС по Республике Алтай в выдаче паспорта гражданина РФ следует признать правомерным. Действия ОФМС по РА соответствуют Административному регламенту исполнения Федеральной миграционной службой государственных функций по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденного приказом ФМС России № 64 от 19.03.2008 года. Таким образом, как следует из материалов дела, доказательств того, что у Бокучава Т.С. имелась постоянная регистрация на 06 февраля 1992 года на территории РФ, не имеется, в связи с чем Бокучава Т.С. не может быть признан гражданином РФ на основании ч.1 ст. 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации». Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрел для граждан бывшего СССР возможность получить гражданство в упрощенном порядке при условии их регистрации по месту жительства на 1 июля 2002 года, либо при наличии у них разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, если они заявят об этом до 01 июля 2009 года (ст.14). При отсутствии либо регистрации по месту жительства на 01 июля 2002 года, либо разрешения на временное проживание в РФ или вида на жительство, российское гражданство не может быть приобретено вышеназванными лицами. Иного внесудебного порядка подтверждения факта постоянного проживания на территории РФ бывших граждан СССР действующим законодательством не предусмотрено. В целях защиты права и законных интересов лиц, имеющих паспорт гражданина СССР, не принявших гражданства других государств и проживающих на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года, которые на основании Закона РФ от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" могли быть признаны гражданами Российской Федерации, факт их постоянного проживания на территории Российской Федерации подлежит установлению в судебном порядке. Бокучава Т.С. в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории РФ на 6 февраля 1992 года, при отсутствии доказательств регистрации по месту жительства на указанную дату, не обращался. Доводы о действии в настоящее время паспорта гражданина Российской Федерации, выданного Бокучава Т.С., не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный паспорт был изъят сотрудниками органов внутренних дел. Соответствующие действия по изъятию паспорта заявителем оспорены не были. Доказательства правомерности выдачи паспорта гражданина РФ заявителю не представлены и при рассмотрении настоящего дела. На основании изложенного суд полагает возможным принять по делу решение об отказе Бокучава Т.С. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий отделения ОФМС по Республике Алтай. Вместе с тем, Бокучава Т.С. не лишен возможности подтвердить факт постоянного проживания на территории РФ в рамках особого производства по делу в порядке главы 28 ГПК РФ. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований заявления Бокучава ФИО1 о признании отказа Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Алтай в выдаче паспорта незаконным, возложении обязанности на Отдел Федеральной миграционной службы по Республике Алтай выдать паспорт гражданина Российской Федерации отказать. Судья А.О. Имансакипова Мотивированное решение составлено 28 марта 2011 года.