Дело № 2- 397/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2012 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Казандыковой Т.А.,
с участием прокурора Кавуновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай об обязании в течение ДД.ММ.ГГГГ месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в законную силу: провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проектную документацию предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и на ее основании получить разрешение на выброс вредных веществ, провести обучение ответственного лица по программе экологической подготовки; произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ и произвести по ним оплату в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха при эксплуатации газовой котельной Комитетом по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай по адресу: <адрес> Установлено, что в котельной имеется <данные изъяты> газовый котел. Ответчик осуществляет свою деятельность по эксплуатации газовой котельной в отсутствии утвержденного проекта нормативов и разрешения выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, ответчиком не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Проверкой установлено, что проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует. В результате лабораторного анализа установлено, что основными веществами, загрязняющими атмосферный воздух в результате эксплуатации газовой котельной, являются: азот оксид, углерод оксид. Согласно ст.ст. 22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Выбросы в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Кроме того, при проведении проверки не представлены документы, подтверждающие подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности ответственного лица за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Помощник прокурора Кавунова <данные изъяты> в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Сураков <данные изъяты>., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что котельная Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай находится по адресу: <адрес>, ответчиком не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается договором подряда на выполнение проектных работ от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ не имеется.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 05.04.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ч.1 ст. 22 указанного закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 14 указанного закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц.
Из материалов дела следует, что ответчик Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай начал принимать меры по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, но доказательств устранения указанных нарушений ответчиком в суд не представлено.
Таким образом, исковые требования прокурора об обязании Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай в срок не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проектную документацию предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и представить разработанный проект нормативов предельно допустимых выбросов в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай для утверждения, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подлежат удовлетворению.
Прокурором заявлено требование о проведении обучения ответственного лица по программе экологической подготовки.
В соответствии со ст. 67 ФЗ от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
В силу ч. 1 ст. 73 указанного закона, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В судебном заседании доказательств наличия в организации лиц, обученных в области окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не представлено, поэтому исковое требование подлежит удовлетворению.
Прокурором заявлено также требование об обязании ответчика произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 кварталы 2011 года и произвести по ним оплату в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993г., плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В судебном заседании установлено, что Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай являются юридическим лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Доказательств, свидетельствующих о том, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ года произведен, в судебном заседании не добыто. Таким образом, указанное требование подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку в судебном заседании нашли подтверждение обстоятельства, указанные в исковом заявлении, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай удовлетворить.
Обязать Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу: провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и представить разработанный проект нормативов предельно допустимых выбросов в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай для утверждения, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, провести обучение ответственного лица по программе экологической подготовки, произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ и произвести по ним оплату в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья Т.Е. Беспалова