Дело № 2-1497/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2011 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
при секретаре Яковой К.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства <адрес>» о возложении обязанности выполнить работы по освещению и устройству тротуаров,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес>, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления – Администрации <адрес> о признании незаконным действия (бездействия) в области осуществления дорожной деятельности; возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
При рассмотрении дела исковые требования прокурором неоднократно изменялись и уточнялись, от части требований прокурор отказался, в связи с чем производство по делу частично прекращено.
В окончательном виде прокурор просит возложить обязанность на МУ «Управление капитального строительства <адрес>» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по устройству наружного освещения автомобильной дороги по <адрес> между домами № № на примыкании улиц <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес>; выполнить работы по устройству тротуаров и наружного освещения автомобильной дороги по <адрес> между домами № – № и до автобусных остановок «Бочкаревка» в <адрес>; выполнить работы по устройству тротуаров и наружного освещения автомобильной дороги по улице с автобусным маршрутом «Колхозная» на участке между домами № и № в <адрес>; выполнить работы по устройству тротуаров и наружного освещения по переулку с автобусным маршрутом «Колхозный» на участке между домами № и № в <адрес>.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> совместно с ОГИБДД МВД по <адрес>, ТО Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по <адрес> и <адрес>, МУ «Управление коммунального хозяйства Администрации <адрес>» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в <адрес>. При эксплуатации и содержании муниципальных дорог установлены многочисленные нарушения в указанной сфере деятельности. Недостатки в состоянии и содержании улично-дорожной сети стали причинами дорожно-транспортных происшествий, совершенных в ДД.ММ.ГГГГ году на территории <адрес>, в которых погибло два и пострадало шесть человек. Отсутствие наружного освещения, тротуаров влияет на безопасность дорожного движения, нарушает права граждан на безопасные условия проживания.
Согласно Перечню автомобильных дорог МО «<адрес>», утвержденному Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, автомобильные дороги по <адрес>, <адрес> и <адрес> являются собственностью муниципального образования «<адрес>» и относятся к виду разрешенного использования автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 Свод правил СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 года, которые распространяется на проектирование освещения, в том числе наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей, а также на контроль за их состоянием в процессе эксплуатации. Улицы <адрес> в <адрес> являются улицами и дорогами местного значения, отнесены к жилой застройке за пределами центра города класса В1, освещенность дорожного покрытия на указанных улицах должна быть не менее 15 люксов. При этом средняя освещенность покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней освещенности покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей. Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на дорогах. Для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги.
Строительные нормы и правила СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года № 233 (с изменениями от 30 июня 2003 года), распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемые автомобильные дороги общего пользования в Российской Федерации и подъездные дороги к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям.
Тротуары надлежит проектировать в соответствии с требованиями СНиП II-60-75. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утвержден постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78), введенных с 01 января 1990 года взамен СНиП II-60-75.
Свод правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» распространяется, в том числе на реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, инженерной и транспортной инфраструктуры. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Автомобильная дорога по <адрес> отнесена к III категории; автомобильные дороги по <адрес> – к V категории. В условиях реконструкции на улицах местного значения должно быть предусмотрено устройство тротуаров шириной от 1 м. до 1,5 м.
Согласно Уставу, утвержденному Распоряжением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, основным предметом деятельности МУ «Управление капитального строительства <адрес>» является строительство, реконструкция (реставрация) и капитальный ремонт объектов капитального строительства местного значения. Целями деятельности являются, в том числе реализация муниципальных программ <адрес> в области реконструкции (реставрации) и капитального ремонта объектов дорожного строительства на территории города.
Отсутствие освещения и тротуаров на указанных дорогах, по мнению прокурора, являются существенными нарушениями законодательства, поэтому необходимо произвести реконструкцию автомобильных дорог, в связи с чем заявлены указанные требования.
В судебном заседании прокурор Бедарева О.В. настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных объяснениях.
Представитель ответчика Немцева М.В. просила в удовлетворении искового заявления отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на иск.
Представитель третьего лица Администрации <адрес> Чонина Т.В. также полагала требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 5, 16 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация освещения улиц.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Следовательно, к компетенции органов местного самоуправления относится освещение дорог, обеспечение безопасности дорожного движения, дорожная деятельность.
Для выполнения данных функций администрацией <адрес> созданы специальные учреждения, которым передано исполнение указанных обязанностей органов местного самоуправления..
Так, в силу своего Устава Муниципальное учреждение «Управление капитального строительства <адрес>» создано в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является бюджетным муниципальным учреждением <адрес>, юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом на праве оперативного управления, собственником которого является МО «<адрес>». При этом учредителем Управления является Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – Администрация <адрес> (п. 1.2, 1.4, 1.5).
Пунктом 2.1 Устава МУ «Управление капитального строительства <адрес>» установлено, что основным предметом деятельности Учреждения является строительство, реконструкция (реставрация) и капитальный ремонт объектов капитального строительства местного значения, Управление выполняет функции заказчика-застройщика по лимитам муниципальных (государственных) капитальных вложений.
Целями деятельности Учреждения являются реализация муниципальных программ <адрес> в области капитального строительства, реконструкции (реставрации) и капитального ремонта объектов, в том числе дорожного строительства и других объектов городской инфраструктуры, а равно создание условий для их строительства (п. 2.2 Устава).
Таким образом, к задачам и функциям МУ «Управление капитального строительства <адрес>» относятся строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов дорожного строительства.
В соответствии с Положением «О Муниципальном учреждении «Управление коммунального хозяйства администрации <адрес>», утвержденного распоряжением <адрес> городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, МУ «Управление коммунального хозяйства администрации <адрес>» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления (п. 5).
Учредителем Управления является Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация <адрес> (п. 7).
Согласно п. 2 ст. 3 Положения Управление осуществляет функции муниципального заказчика, в том числе по ремонту, строительству и сезонному содержанию городских дорог и искусственных сооружений (мостов, труб), а также по ремонту, строительству и обслуживанию уличного наружного освещения.
Таким образом, исполнение обязанностей в области дорожной деятельности, возложенных действующим законодательством на городские округа, в <адрес> передано органами местного самоуправления двум названым управлениям, что подтверждается возражениями Администрации <адрес> на исковое заявление.
Кроме того, то обстоятельство, что указанные в исковом заявлении работы выполняются Управлениями коммунального хозяйства и капитального строительства, подтверждается их отзывами на исковое заявление, а также сообщением МУ «Управление коммунального хозяйства администрации <адрес>» прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В данном сообщении указано, что в целях устранения выявленных недостатков в организации дорожного движения на улично-дорожной сети города будут выполнены и запланированы мероприятия, в том числе по устройству наружного освещения и тротуаров, заказчиками данных видов работ является МУ «Управление капитального строительства <адрес>». Последнее в возражениях на иск не отрицало, что является заказчиком муниципальных контрактов на выполнение работ по освещению улиц и устройство тротуаров, включая названные в иске участки дорог.
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, то есть учредителя двух муниципальных учреждений, объекты капитального строительства переданы от МУ «Управление коммунального хозяйства» в МУ «Управление капитального строительства». Согласно приложению к указанному распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Управление капитального строительства» переданы следующие объекты капитального строительства: реконструкция наружного электроосвещения <адрес> от № до №, а также реконструкция автомобильной дороги <адрес>-Таштагол-Абакан с подъездом к <адрес> озеру в границах <адрес>, что также подтверждается актами приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, приема-передачи проектно-сметной документации по объектам капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Вторая из названных дорог согласно материалам дела и пояснениям представителя ответчика включает в себя <адрес>.
То обстоятельство, что проекты реконструкции двух других объектов – переулка <адрес> и <адрес>, включающие в себя устройство тротуаров и освещения, также переданы МУ «Управление капитального строительства <адрес>», подтверждается отзывом ответчика на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ и приложенными к нему муниципальными контрактами.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что исковые требования предъявлены прокурором к надлежащему ответчику – Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства <адрес>», поскольку именно данному учреждению переданы объекты капитального строительства – автомобильные дороги по <адрес>, пе<адрес>.
Из ответов, представленных на запросы прокурора следует, что все указанные дороги относятся к дорогам местного значения.
Статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ч. 1 ст. 12 указанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2).
При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе помощника прокурора <адрес> Бедаревой О.В., старшего инспектора ОГИБДД МВД по <адрес> Березенцева А.В., государственного инспектора ОГИБДД ОВД по <адрес> Ревякина С.Н., главного госинспектора ТО МУГАДН по <адрес> Пустогачева Н.А., начальника ПТО МУ «УКХ администрации <адрес>» Семендеевой О.С. проведена проверка улично-дорожной сети <адрес>, в ходе которой установлены недостатки организации дорожного движения, о чем составлены акт и фототаблицы.
Так, в соответствии с п. 2.1. акта, на <адрес> между домами № – № на примыкании улиц <адрес> требуется устройство наружного освещения (нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно п. 3.1 в связи с очагом аварийности для упорядочения движения пешеходов на <адрес> требуется устройство тротуаров и наружного освещения (нарушение п. 6.9 и п. 6.18 СНиП 2.07.01-89*, п. 4.5.1 и п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007).
На <адрес> с автобусным маршрутом между домами № и №, по <адрес> с автобусным маршрутом между домами № и № требуется устройство тротуаров и наружного освещения (нарушение п. 6.18 СНиП 2.07.01-89*, п. 4.4.1. и п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93) – п.п. 4.1, 5.1 акта.
Из акта следует, что на указанных участках дорог вообще отсутствует освещение и тротуары. В связи с этим суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что акт составлен без применения специальных средств измерения.
Оснований для признания данного акта недопустимым доказательством суд не усматривает. Доказательств, опровергающих содержание акта, ответчиком не представлено, тогда как суд предлагал это сделать.
В связи с этим суд считает доказанным факт отсутствия освещения и тротуаров на участках дорог, указанных в исковом заявлении прокурором.
То обстоятельство, что отсутствие освещения и тротуаров не обеспечивает безопасность дорожного движения является очевидным, а также подтверждается сообщением начальника ОГИБДД МВД по <адрес> о предоставлении информации о количестве дорожно-транспортных происшествий от ДД.ММ.ГГГГ № за ДД.ММ.ГГГГ год на территории <адрес> произошло 67 дорожно-транспортных происшествий, из них по причине неудовлетворительных дорожных условий, связанных с недостаточным, неисправным наружным уличным освещением и отсутствием тротуаров произошло 8 ДТП. Особо отмечается, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ имели место два дорожно-транспортных происшествия по <адрес>, в районе домов № и № - наезд на пешеходов в условиях отсутствия наружного уличного освещения, на данной улице также отсутствует тротуар, недостаточное освещение на <адрес> не обеспечивает безопасность дорожного движения.
Пунктами 1, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ст. 3 указанного закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, устраивают тротуары и пешеходные дорожки. На автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров, должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
Как следует из информационных карт автомобильных дорог, дорога по <адрес> относится к III категории, дороги по <адрес> и <адрес> – к V категории. При этом, ГОСТом Р 52766-2007 в п. 4.5.1.1. предусмотрено, что на дорогах I-III категории по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
Кроме того, Сводом правил СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение» установлено, что данный свод распространяется на проектирование освещения помещений, наружного освещения городов.
Пунктом 7.32 указанного Свода правил, классификация улично-дорожной сети городских поселений производится в соответствии с таблицей 14. Значение нормируемых параметров принимаются согласно таблице 15.
С учетом данных таблиц, <адрес> и <адрес> являются улицами и дорогами местного значения, отнесены к жилой застройке за пределами центра города класса В1, то есть освещенность дорожного покрытия должна быть не менее 15 люксов, тогда как на указанных в иске участках дороги освещение отсутствует полностью.
В силу п. 7.77 СП 52.13330.2011, средняя освещенность покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней освещенности покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей, установленной в таблице 15.
Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений (п. 7.44).
Для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги (п. 7.45).
Строительные нормы и правила СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года № 233, распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, на что указано непосредственно в СниПе.
Согласно п. 2.5 СНиП 2.05.02-85 Стационарное электрическое освещение, тротуары на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов. Тротуары размещаются, как правило, за пределами земляного полотна.
Свод правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 года № 820, распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Настоящий свод направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Пункты 11.4, 11.5 Свода правил предусматривают, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. В условиях реконструкции на улицах местного значения должно быть предусмотрено устройство тротуаров шириной от 1 м. до 1,5 м.
Все указанные положения являются обязательными для применения, что следует из утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Следовательно, действующие нормы и правила предусматривают обязательное освещение автомобильных дорог и устройство тротуаров на дорогах, находящихся в населенных пунктах.
Как установлено в судебном заседании, по <адрес> между домами № на примыкании улиц <адрес> отсутствует наружное освещении, по <адрес> между домами № и до автобусных остановок «Бочкаревка», по <адрес> с автобусным маршрутом на участке между домами № и №, по <адрес> с автобусным маршрутом на участке между домами № и № в <адрес> отсутствует наружное освещении и тротуары, что подтверждается актом проверки улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отсутствием освещения и тротуаров на указанных улицах, являющихся автомобильными дорогами, часто происходят дорожно-транспортные происшествия, влекущие причинение вреда здоровью граждан и их жизни.
Это свидетельствует о существенном нарушении законодательства.
Ответчик в судебное заседание представил возражения на иск, где ссылается на то, что п. 7.77 СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение», а также п. 11.4 и п. 11.5 СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» не являются обязательными, а применяются на добровольной основе, согласно Перечню документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Тогда как п.п. 2.5, 4.39 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», п.п. 7.32, 7.44 и 7.45 СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение» являются обязательными для применения, однако эти своды правил распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений. При этом ни один из сводов не содержит обязанность органа местного самоуправления произвести реконструкцию имеющихся сооружений, в них не указано о недопустимости оставления автомобильных дорог без освещения и тротуаров, нет указания, что уже построенные дороги должны быть освещены и оборудованы тротуарами в обязательном порядке.
Однако ранее МУ «Управление капитального строительства администрации <адрес>» были представлены возражения на исковое заявление, согласно которым МУ «УКС МО <адрес>» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение подрядных работ по реконструкции наружного электроосвещения <адрес> от № до № в <адрес>, со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного муниципального контракта предусмотрены работы по наружному освещению по <адрес> между домами № – № на примыкании улиц <адрес> в <адрес> (л.д. 160 – 169).
Имеется проектно-сметная документация на реконструкцию автомобильной дороги <адрес>-Таштагол-Абакан с подъездом к <адрес> озеру в границах <адрес>, в данный проект входят работы по реконструкции в виде тротуаров и наружного освещения по <адрес> между домами № – № в <адрес>. Реконструкция данной дороги будет начата в ДД.ММ.ГГГГ году.
Кроме того, имеется проектно-сметная документация на реконструкцию подъездной автодороги по <адрес> от <адрес> в <адрес>, куда входят работы по реконструкции автомобильной дороги по <адрес> на участке между домами № и № в виде устройства тротуаров и наружного освещения. Реконструкция будет начата в ДД.ММ.ГГГГ году.
ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на разработку проектной документации по объекту «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес> от жилого дома № № до конечной остановки автобуса в <адрес>». В состав проекта входят и работы по реконструкции автомобильной дороге по переулку с автобусным маршрутом <адрес> на участке между домами № и № в <адрес> в виде устройства тротуаров и наружного освещения (л.д. 170 – 176).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком признается необходимость и его обязанность выполнения работ по устройству тротуаров и наружного освещения по указанным улицам, а доводы об отсутствии необходимости приведения дорог в соответствие с требованиями действующих норм и правил основаны на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, обязанность по освещению дорог, как указывалось выше, прямо возложена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» на органы местного самоуправления.
Довод представителя ответчика о том, что у МУ «Управление капитального строительства <адрес>» отсутствуют денежные средства для выполнения работ, указанных прокурором в исковом заявлении, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке и методике планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов из которого следует, что муниципальное учреждение не лишено возможности сформировать бюджетную заявку для финансирования строительных работ.
На основании ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения решения – 2 года, полагая его достаточным для осуществления указанных прокурором работ, учитывая, что доказательства невозможности исполнения решения в названный прокурором срок ответчиком не представлено, хотя суд предлагал это сделать, а также принимая во внимание наличие у ответчика возможности обратиться в суд по истечении двухлетнего срока с заявлением об отсрочке исполнения решения, если возникнут обстоятельства, делающие невозможным своевременное исполнение судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное учреждение «Управление капитального строительства <адрес>» в течение двух лет с момента вступления в силу решения суда выполнить работы: по устройству наружного освещения автомобильной дороги по <адрес> между домами № на примыкании улиц <адрес> в <адрес>; по устройству тротуаров и наружного освещения автомобильной дороги по <адрес> между домами № и до автобусных остановок «Бочкаревка» в <адрес>»; по устройству тротуаров и наружного освещения автомобильной дороги по <адрес> на участке между домами № и № в <адрес>; по устройству тротуаров и наружного освещения автомобильной дороги по переулку с автобусным маршрутом Колхозный на участке между домами № и № в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.