Дело № 2- 45/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2012 года г. Горно- Алтайск
Горно- Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Беспаловой Т.Е.
при секретаре Казандыковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Субботина <данные изъяты>, Козюра <данные изъяты>, Соколовой <данные изъяты>, Данилюк <данные изъяты>, Куксина <данные изъяты>, Пичугова <данные изъяты>, Денисовой <данные изъяты>, Меркурьевой <данные изъяты>, Поповой <данные изъяты> к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству регионального развития Республики Алтай о признании незаконными сводных списков участников программы, признании незаконными сводных списков граждан –получателей сертификатов, обязании выдать жилищную субсидию в безналичной форме путем выдачи государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Субботин <данные изъяты>., Козюра <данные изъяты>.,Соколова <данные изъяты>., Данилюк <данные изъяты>., Куксин <данные изъяты>., Пичугов <данные изъяты>., Денисова <данные изъяты>., Меркурьева <данные изъяты>., Попова <данные изъяты>. обратились в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Алтай в лице министерства финансов Республики Алтай, об обязании выдать жилищную субсидию в безналичной форме путем выдачи государственного жилищного сертификата.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству истцы предъявили ранее заявленное исковые требование к к министерству регионального развития Российской Федерации, министерству регионального развития Республики Алтай и дополнили, требуя признать незаконными сводные списки участников программы за 2008, 2009, 2010 годы, признать незаконными сводные списки получателей сертификатов за 2008,2009,2010 годы.
Заявленные требования мотивированы тем, что истцы являлись участниками федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 года № 865, что подтверждается учетными делами. Основанием для участия в программе послужил факт выезда истцов из районов Крайнего Севера и соблюдение порядка постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением. Факт участия в программе подтверждается списками участников от ДД.ММ.ГГГГ, учетными делами и рапортами на получение сертификатов. Министерство регионального развития Республики Алтай является участником процесса формирования сводных списков граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, оформления государственных жилищных сертификатов на имя гражданина-участника подпрограммы нарушило права истцов. Нарушение выразилось в том, что в нарушение порядка ведения очередности, а именно: соединение списка очередников при раздельном финансировании, сокрытие информации о порядке формирования очереди, изменение в одностороннем порядке списков, их отмена, исключение из числа участников программы, как следствие неполучение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата в предусмотренный законом срок. Заявленные требования истцы основывают на Федеральном законе от 25.07.1998 года №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который утратил силу с 1 января 2003 года в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ. Федеральном законе от 25 октября 2002 года № 125 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановлении Правительства Российской Федерации №1163 от 07.10.1998 года, утвердившем Порядок предоставления средств из федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года; Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879; Постановлении Правительства РФ от 16.07.2003 года №433 «об утверждении методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим ( выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; Правилах выпуска и реализац3ии государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153.
В судебном заседании истец Субботин <данные изъяты>., Козюра <данные изъяты>., Соколова <данные изъяты>., Данилюк <данные изъяты>., Куксин <данные изъяты>., Денисова <данные изъяты>., Меркурьева <данные изъяты> и их представитель Печенина <данные изъяты> поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Истцы Пичугов <данные изъяты> и Попова <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Светоносов ФИО19. в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик министерство финансов Республики Алтай, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило. Ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Министерство регионального развития Российской Федерации представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на иск, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований. Основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ответчиком указано, что в преамбуле к Федеральному закону от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ( далее –Федеральный закон» указано, что закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а так же гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. В соответствии со ст.2 Федерального закона в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, во вторую очередь- гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а так же инвалидами с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в третью очередь - пенсионерам, в четвертую очередь- неработающим гражданам, в пятую очередь- работающим гражданам. Предоставление социальных выплат осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050. Порядок реализации программы определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153. Истцы являются участниками или членами семьи участников подпрограммы и состоят в сводных списках граждан- участников подпрограммы, за исключением истца Поповой <данные изъяты>., исключенной из числа участников подпрограммы на основании решения Майминского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с датой постановки на учет. Однако, жилищная субсидия может быть выдана гражданам-участникам подпрограммы исключительно в соответствии с установленными правилами. Выдача сертификата гражданину, состоящему в сводных списках по категории – граждане, выезжающие ( выехавшие) из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в зависимости от даты постановки гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и отнесения гражданина к той или иной категории очередников, определенных в статье 2 Федерального закона. Выдача сертификатов гражданам, не включенным в сводные списки исключается. Обеспечение граждан- участников подпрограммы социальной выплатой возможно в порядке существующей очередности в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Республике Алтай на эти цели. Таким образом, социальные выплаты (жилищные субсидии) могут быть предоставлены пенсионерам ( третья очередь) и работающим гражданам ( четвертая очередь) только после обеспечения граждан первой и второй очередей. В настоящее время, с учетом средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, субсидиями на приобретение жилья обеспечиваются граждане первой и второй очередей. В соответствии с правилами включения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, в сводные списки на получение сертификата в планируемом году и оформление полученных от государственного заказчика бланков сертификатов на имя граждан-участников подпрограммы относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с изложенным Министерство регионального развития Российской Федерации, как государственный заказчик подпрограммы, не является надлежащим ответчиком, поскольку осуществление заявленных истцами требований не входит в компетенцию министерства.
Представитель ответчика Министерства Регионального развития Республики Алтай и привлеченного в качестве соответчика по инициативе суда, Правительства Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ФИО12, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, приведя в возражениях на иск доводы, аналогичные изложенным в отзыве Министерства Регионального развития Российской Федерации, относительно очередности предоставления сертификата на приобретения жилья гражданам участникам подпрограммы, состоящим в сводном списке участников на определенный календарный год, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и отнесении к определенной категории очередников, согласно Федерального закона №125-ФЗ.
Федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития Российской Федерации, являющееся правопреемником ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», привлеченная истцами в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, в судебное заседание не направила своего представителя, представив письменных отзыв на иск в котором просит рассмотреть исковое заявление без участия представителя учреждения. Относительно заявленных исковых требований в отзыве указано, что формирование сводных списков граждан, изъявивших получить сертификат, на планируемый год и утверждение его в соответствии с п.26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, в компетенцию ФКУ «Объединенная дирекция» не входит, а относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Представитель администрации города «Горно-Алтайска» ФИО13, действующая на основании доверенности, привлеченной к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, считала заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Администрация муниципального образования <адрес>, привлеченная к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истцы являются гражданами выехавшими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Истцы за исключением Поповой <данные изъяты> состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в городе Горно-Алтайске и <адрес> и имеют право на получение жилищной субсидии в порядке определенном Правите6льством Российской Федерации.
Истцы за исключением ФИО9 являются участниками подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
Указанные обстоятельства установлены на основании пояснений истцов, учетных дел, представленных в материалах дела.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ( далее по тексту 125-ФЗ «О жилищных субсидиях») жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
До вступления в силу 125 –ФЗ «О жилищных субсидиях» действовали нормативно правовые акты, регламентирующие порядок и условия предоставления субсидий на строительство (приобретение) жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей : Федеральный закон от 25.07.1998 года №131 ФЗ, Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденное постановлением СовМина- Правительства РФ от 10.12.1993 года №1278; Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.08.96 г. №937: Федеральный закон от 17.08.96 г. «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году».
Ранее действовавшее законодательство не увязывало право на получение субсидии фактором прибытия в районы Крайнего Севера, а обуславливало данное право только фактором проживания и наличия определенного стажа работы в данных районах- не менее 10 лет.
Таким образом, в соответствии с 125-ФЗ «О жилищных субсидиях» право на получение субсидии имеют как граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера, так и родившиеся там и постоянно проживающие ( проживавшие).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года №153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы ( далее по тексту Правила).
Согласно п.1 указанного постановления, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
п/п «в» п.3 указанного постановления устанавливает, что при реализации в 2006 году мероприятий указанной подпрограммы применяются, в том числе, сформированные в 2005 году единые списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Подпунктом «з» п.5 Правил установлено право на участие в подпрограмме граждан, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, к которым отнесены :
граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.;
граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;
граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №239 от 09 апреля 1992 года Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Алтай отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, право на участие в подпрограмме на территории Республики Алтай имеют не только истцы, как лица выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей из других регионов Российской Федерации, но и граждане, родившиеся, проживающие, проживавшие в Кош-Агачском и Улаганском районах республики, при соблюдении условий указанных в Правилах и 125-ФЗ «О жилищных субсидиях».
В соответствии с п.6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).
Из изложенных положений Правил следует, что истцы, относящие себя к гражданам, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет, наряду с другими гражданами граждан, выезжающими (выехавшими) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, перечисленными в п/п »з» п.5 Правил могут быть участниками подпрограммы и претендовать на получение государственного жилищного сертификата.
Таким образом, доводы истцов относительно нарушения порядка ведения очередности, а именно соединение списка очередников являются несостоятельными.
Согласно п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают документы, согласно установленного списка.
В соответствии с п.21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
В суде установлено, что на основании заявлений ( рапортов) истцы Субботин <данные изъяты>., Козюра <данные изъяты>., Соколова <данные изъяты>., Данилюк <данные изъяты>., Куксин <данные изъяты>., Пичугов <данные изъяты>., Меркурьева <данные изъяты> и Денисова <данные изъяты>., как член семьи ФИО20, являются участниками подпрограммы, органами местного самоуправления в отношении них и членов их семей ведутся учетные дела.
Согласно п.24 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления субсидий гражданам, выезжающим ( выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
На основании изложенного являются несостоятельными доводы истцов относительно того, что в отношении них должен использоваться сводный список граждан участников подпрограммы сформированный по состоянию на 2008 год, поскольку Правилами предусмотрено ежегодное формирование списков по участникам программы, изъявившим свое желание на получение жилищного сертификата. При этом из учетных дел истцов усматривается, что в соответствии с Правилами, каждым из них ежегодно подавались заявления в орган местного самоуправления по месту учета для включения в список участников программы на получение государственного жилищного сертификата.
Поскольку списки участников программы формируются ежегодно, то по истечении календарного года, после распределения сертификатов, поступивших в Республику Алтай, между участниками подпрограммы, в соответствии с установленной очередностью и категорией участника, права гражданина участника программы на получение государственного сертификата в календарном году прекращаются и не могут быть нарушены списком за истекший год. Поскольку сводные списки участников подпрограммы, оспариваемые истцами за 2008,2009,2010 годы, прекратили свое действие, не могут являться основаниями для выдачи государственных жилищных сертификатов участникам программы в настоящее время, отсутствуют правовые основания для признания их незаконными.
Принятие решений о признании граждан участниками подпрограммы, формирование списков получателей сертификатов, оформление бланков сертификатов на имя граждан-участников подпрограммы и выдача сертификатов гражданам не входит в компетенцию Минрегионразвития Российской Федерации, согласно разделу 2,3 Правил, в связи с чем, суд считает обоснованными возражения Министерства Регионального развития Российской Федерации об отказе в удовлетворении требований истцов, поскольку они предъявлены к ненадлежащему ответчику.
В Республике Алтай министерство регионального развития РА определено в качестве органа исполнительной власти Республики Алтай, уполномоченного на ведение учета и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и формирование сводного списка граждан, имеющих право на получение субсидии из федерального бюджета», согласно п.2.1 распоряжения Правительства Республики Алтай от 17 ноября 2006 года №405-р (в редакции 8 июня 2007 года). Кроме того, на основании распоряжения Правительства РА №405-р от 17.11.2006 года утвержден состав республиканской комиссии по реализации указанной подпрограммы под председательством первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай ФИО14. К полномочиям указанной комиссии относится рассмотрение и утверждение сводного списка граждан.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 08 июня 2007 года №112, опубликованным в газете "Звезда Алтая", N 147-148, 26.06.2007, признаны утратившими силу:
постановление Правительства Республики Алтай от 23 января 2001 года N 13 "Об обеспечении жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2001 г., N 1);
постановление Правительства Республики Алтай от 20 июня 2001 года N 164 "О внесении изменений в Положения о предоставлении жилищных субсидий и государственной финансовой поддержки на строительство или приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденные постановлением Правительства Республики Алтай от 23 января 2001 года N 13" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2001 г., N 4);
постановление Правительства Республики Алтай от 24 июня 2002 года N 161 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 23 января 2001 года N 13 "Об обеспечении жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2002 г., N 5(11));
постановление Правительства Республики Алтай от 17 ноября 2006 года N 272 "Об определении исполнительного органа государственной власти Республики Алтай, уполномоченного на ведение учета и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
постановление Правительства Республики Алтай от 23 января 2001 года №13 «Об обеспечении жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановление Правительства Республики Алтай от 20 июня 2001 года.
Одновременно внесены изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 17 ноября 2006 года №405-р, в виде дополнения п.2.1, согласно которого Министерство регионального развития Республики Алтай определено органом исполнительной власти Республики Алтай, уполномоченным на ведение учета и выдачи сертификатов гражданам- участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 год» и формирования сводного списка граждан, имеющих право на получение субсидии из федерального бюджета».
Из представленных сводных списков граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», направленных Министерством Регионального развития Республики Алтай в адрес ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» в 2009 и 2010 годах усматривается, что списки участников программы составлялись ежегодно, утверждались первым заместителем Председателя Правительства Республики Алтай ФИО14, являющимся председателем республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В указанных списках включены в качестве участников программы Соколова <данные изъяты> с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ по категории «пенсионеры», Меркурьева <данные изъяты> с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ по категории «пенсионеры», Пичугов <данные изъяты> с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ год по категории «пенсионеры»; с Куксин <данные изъяты> с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ год по категории «пенсионеры»; Данилюк <данные изъяты> с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ год по категории «работающие граждане»; Козюра <данные изъяты> с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ год по категории «пенсионеры»; Субботин <данные изъяты> с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ по категории «пенсионеры; Денисова <данные изъяты> в составе членов семьи Денисова <данные изъяты> с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ по категории «работающие граждане».
Доводы Куксина <данные изъяты>., Субботина <данные изъяты> о неправильном указании даты постановки на учет не соотносятся с заявленными в иске требованиями, за пределы которых суд не имеет права выходить в соответствии с п.3 ст.196 ГПК РФ.
Доводы истцов о нарушении государством их конституционных прав включением в общий сводный список граждан выехавших из районов Крайнего Севера, в то время как они имели право на получение жилищной субсидии на основании ранее действовавшего законодательства, основаны на неправильном понимании законодательства, регулирующего вопросы государственной поддержки граждан.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (определения от 23 января 2003 года N 38-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 902-О-О и др.).
Требования истца Поповой <данные изъяты> о обязании ответчиков выдать жилищную субсидию в безналичной форме путем выдачи государственного жилищного сертификата, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку Попова <данные изъяты> снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку граждане выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных местностей на основании постановления администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно решения Майминского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № отказано в удовлетворении требований Поповой <данные изъяты> о признании незаконным указанного постановления.
Согласно ст.8 125-ФЗ «О жилищных субсидиях», методика, разработанная и утвержденная Постановлением Правительства РФ №433 от 16 июля 2003 года, регулирует распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии.
Таким образом, являются несостоятельными доводы истцов о том, что предоставление им субсидий, осуществляется в нарушение установленной методики, поскольку указанная методика предназначена не для распределения поступающих бюджетных средств между участниками подпрограммы для получения государственных жилищных сертификатов, а для пропорционального распределения федеральных бюджетных средств между субъектами Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 125- ФЗ «О жилищных субсидиях» в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, во вторую очередь- гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а так же инвалидами с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в третью очередь - пенсионерам, в четвертую очередь- неработающим гражданам, в пятую очередь- работающим гражданам.
Проанализировав списки граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством по Республике Алтай», приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству №57 от 29.02.2008 года «о выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов», приказы Минрегионразвития Российской Федерации №102 от 25.07.2008 года, №159 от 04 мая 2009 года, №66 от 19 февраля 2010 года, выписки из реестра государственных жилищных сертификатов, выданных правительству Республики Алтай, полученных в соответствии с указанными приказами государственного заказчика в отношении категорий граждан, указанных в п/п «з» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, суд не усматривает нарушений прав истцов, относящихся к категории «пенсионеры»: Субботин <данные изъяты>., Козюра <данные изъяты>., Соколова <данные изъяты>., Куксин <данные изъяты>., Пичугов <данные изъяты>., Меркурьева <данные изъяты> и истцов Денисовой <данные изъяты> и Данилюк <данные изъяты>., относящихся к категории «работающие граждане» при распределении жилищных сертификатов.
Суд считает основанными на законодательстве доводы ответчиков относительно того, что распределение сертификатов, осуществляется в зависимости от даты постановки гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и отнесения гражданина к той или иной категории очередников, определенных в статье 2 Федерального закона, в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Республике Алтай на эти цели. Таким образом, социальные выплаты (жилищные субсидии) могут быть предоставлены пенсионерам ( третья очередь) и работающим гражданам ( пятая очередь) только после обеспечения граждан первой и второй очередей. В настоящее время, с учетом средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, субсидиями на приобретение жилья обеспечиваются граждане первой и второй очередей, то есть граждане, признанные инвалидами 1 и 2 групп, а так же инвалидами с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Руководствуясь ст.ст. 194-199,321ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Субботина <данные изъяты>, Козюра <данные изъяты>, Соколовой <данные изъяты>, Данилюк <данные изъяты>, Куксина <данные изъяты>, Пичугова <данные изъяты>, Денисовой <данные изъяты>, Меркурьевой <данные изъяты>, Поповой <данные изъяты> к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству регионального развития Республики Алтай о признании незаконными сводных списков участников программы за 2008, 2009, 2010 годы, признании незаконными сводных списков граждан –получателей сертификатов за 2008, 2009, 2010 годы, обязании выдать жилищную субсидию в безналичной форме путем выдачи государственного жилищного сертификата.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья Т.Е. Беспалова