Дело № 2- 580/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2012 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Беспаловой Т.Е.
при секретаре Казандыковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калинина <данные изъяты> к администрации города Горно-Алтайска о признании незаконным снятие с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, восстановлении на учет и предоставлении субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Калинин <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации г. Горно-Алтайска об обязании предоставить субсидию на приобретение жилья, площадью не менее 33 кв.м.
Исковое требование мотивировано тем, что истец воспитывался и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в краевом социальном приюте для детей и подростков «<данные изъяты>» <адрес>, после чего выбыл в <данные изъяты> детский дом. Родители были лишены родительских прав в отношении истца, отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мама умерла ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отбывал наказание в виде лишения свободы. После освобождения из исправительной колонии, истец подал заявление о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего, распоряжением администрации <адрес> истца поставили на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец был повторно осужден и отбывал наказание в ФКУ <данные изъяты> пол ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. Истец обосновывает свое требование ст.ст. 57, 52 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом предъявлены дополнительные требования к администрации города Горно-Алтайска о признании недействительным распоряжения администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ. № №; восстановлении его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено распоряжение № № «О снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях». Согласно данного распоряжения, истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выявлением в представленных в администрацию документах сведений, не соответствующих действительности. К данным сведениям относится справка № от ДД.ММ.ГГГГ выданная комитетом администрации <адрес> по образованию <адрес>, содержащая сведения о том, что Калинин <данные изъяты> жилья не имеет, состоит на регистрационном учете для получения жилплощади. Истец указывает, что считает действия администрации г. Горно-Алтайск незаконными, нарушающими права истца.
В судебном заседании истец Калинин <данные изъяты> и его представитель Семенченко <данные изъяты>., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, по основаниям изложенным в исках.
Представитель ответчика администрации города Горно-Алтайска Насонова <данные изъяты> возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что Постановлением Правительства Республики Алтай № 316 от 29.12.2006г. утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее по тексту Положение). Указанное Положение не предусматривает внеочередное предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Комитет администрации <адрес> по образованию и Министерство финансов Республики Алтай. О месте и времени судебного заседание третьи лица надлежащим образом извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Калинин <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Калинин <данные изъяты> помещен в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение.
После освобождения из мест лишения свободы, Калинин <данные изъяты> обратился ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве основания, что он является сиротой.
Распоряжением администрации МО «г. Горно-Алтайск» от ДД.ММ.ГГГГ №-р Калинин <данные изъяты> поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список – сирот.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МО «г. Горно-Алтайск» с заявлением о выделении ему жилищной субсидии для приобретения жилья.
Распоряжением администрации МО «г. Горно-Алтайск» от ДД.ММ.ГГГГ №-р Калинин <данные изъяты> снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ (выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет). Основанием указанного распоряжения указана справка администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Калинин <данные изъяты> в <адрес> собственного жилья не имеет, он был поставлен на регистрационный учет на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на регистрационный учет несовершеннолетнего Калинина <данные изъяты> для получения жилплощади».
В материалах учетного дела имеется справка администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что Калинин <данные изъяты> не состоит на учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях; денежные средства на приобретение или строительство жилья Калинину <данные изъяты> не выделялись. Калинин <данные изъяты> был постановлен на регистрационный учет на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на регистрационный учет несовершеннолетнего Калинина <данные изъяты> для получения жилплощади». По достижении совершеннолетия Калинин <данные изъяты> не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу п. 3 ст. 52 указанного закона, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.В судебном заседании установлено, что Калинин <данные изъяты> зарегистрирован и проживает в г. Горно-Алтайске, по месту своего жительства он подал заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При рассмотрении дела было установлено, что Калинин <данные изъяты> был постановлен на регистрационный учет в несовершеннолетнем возврате, по достижении совершеннолетия он сменил место жительства и обратился с заявлением в администрацию МО г. Горно-Алтайска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В администрации <адрес> на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях не состоит, денежные средства на приобретение жилья ему не выделялись.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предусмотренных п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, не имелось, в связи с чем принятое администрацией МО «<адрес>» распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях не основано на законе, его принятие привело к нарушению жилищных прав истца.
Справка от ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку кроме указанной справки, имеется другая справка от ДД.ММ.ГГГГ №, которая однозначно подтверждает, что Калинин <данные изъяты> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Калинина <данные изъяты> о признании недействительным распоряжения администрации г. Горно-Алтайска Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях» и об обязании администрацию г. Горно-Алтайска восстановить Калинина <данные изъяты> в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Истцом также заявлено требование к администрации МО «г. Горно-Алтайск» о выделении субсидии на приобретение жилья.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Настоящим решением, суд восстановил Калинина <данные изъяты> в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что Калинин <данные изъяты> прав на недвижимое имущество не имеет, закрепленного жилья нет, относится к льготной категории лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Однако, Калинин <данные изъяты> заявил требование о предоставлении ему жилищной субсидии.
Во исполнение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Республики Алтай от 15 июня 2006 года № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю» на уровне субъекта Российской Федерации, Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Положение).
Пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» позволяют сделать вывод о том, что действующее в Республике Алтай Положение в части предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья регулирует иные правоотношения, нежели предоставление детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма. Им определен механизм предоставления выплат на приобретение или строительство жилья в собственность, в том числе путем инвестирования данных средств в строительство многоквартирного жилого дома путем заключения договор долевого участия, или приобретения жилого помещения.
Помимо этого, анализ Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 – ФЗ показывает, что внеочередное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма является дополнительной гарантией по их социальной поддержке, установленной Российской Федерацией. Предоставление жилищных субсидий федеральным законодательством не гарантировано.
Поскольку Положение не предусматривает внеочередное предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья, а в части предоставления такой субсидии регулирует иные правоотношения, чем предоставление указанной категории граждан жилых помещений по договорам социального найма, у суда отсутствуют законные основания для возложения на администрацию г. Горно-Алтайска обязанности по внеочередному предоставлению истцу субсидии на приобретение жилья, что является основанием для отказа в удовлетворении искового требования.
По изложенным основаниям, суд отказывает в удовлетворении требования Калинина <данные изъяты> к Администрации МО «г. Горно-Алтайск» об обязании предоставить вне очереди жилищную субсидию на приобретение жилья.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калинина <данные изъяты> к администрации города Горно-Алтайска Республики Алтай удовлетворить в части.
Признать недействительным распоряжение администрации города Горно-Алтайска Республик Алтай от 16.03.2012 года №367-р «О снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях».
Обязать администрацию города Горно-Алтайска Республики Алтай восстановить Калинина <данные изъяты> в списке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Отказать Калинину <данные изъяты> в удовлетворении требований к администрации города Горно-Алтайска об обязании обеспечить жилым помещением путем предоставления субсидии на приобретение жилья, площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья Т.Е. Беспалова