Дело № 2- 1625/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2012 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Беспаловой Т.Е.
при секретаре Казандыковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алексеева <данные изъяты> к администрации города Горно-Алтайска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации МО «г. Горно-Алтайск» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по установленной норме в г. Горно-Алтайске, мотивируя заявленное требование тем, что он в несовершеннолетнем возрасте остался сиротой, воспитывался в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ в г. Горно-Алтайске. Истец указывает, что жилья не имеет, своевременно на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении не был поставлен. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилым помещением по месту жительства не обеспечен. В нарушение закона администрация школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где истец находился по достижении 14 лет и 18 лет, в орган местного самоуправления необходимые документы для постановки на жилищный учет не предоставила. При таких обстоятельствах, гарантированная социальная защита в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцом не реализована по той причине, что органами ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцом не реализовано и будет обеспечена только после предоставления ему жилого помещения.
В судебном заседании истец Алексеев <данные изъяты> и его представитель ФИО4 поддержали заявленное требование, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, обосновывая тем, что в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей действует ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай № 316 от 29.12.2006г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой…..», где закреплено возрастное ограничение для получения дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, а именно возраст не более 23 лет. Истец не состоит на учете в администрации г. Горно-Алтайска, его возраст превышает 23 года. Таким образом, отсутствуют основания для предоставления истцу жилой площади, кроме того, он не проживает на территории г. Горно-Алтайска.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 149 Семейного Кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (действовавшего на момент окончания истцом учебного заведения в 2002 году) вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Таким образом, действующее жилищное законодательство в период окончания истцом образовательного учреждения содержало гарантии обеспечения жильем детей-сирот.
Вместе с тем, истец не обращался в исполнительные органы власти по месту жительства с требованием о внеочередном получении жилья после окончания образовательного учреждения, как следует из пояснений истца. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В соответствии с п.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим не учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, в том числе за исключением лиц из числа детей сирот.
В соответствии с п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, в детских домах, при прекращении опеки (попечительства), а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 08.02.98 N 17-ФЗ) определяет, что лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из материалов дела следует, что Алексеев <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Из решения Горно-Алтайского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об определении в Дом ребенка Алексеева <данные изъяты> следует, что он был оставлен матерью, ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником КОУ «<данные изъяты>», то есть по статусу является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
В судебном заседании установлено, что Алексеев <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ. поступил в ГОУ СПО РА «<данные изъяты>», который окончил в ДД.ММ.ГГГГ., с <данные изъяты>. служил в Вооруженных Силах РФ по призыву, по ДД.ММ.ГГГГ. служил по контракту. ДД.ММ.ГГГГ был осужден Горно-Алтайским городским судом, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> года, ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию наказания.
Истец в судебном заседании пояснил, что впервые обратился по вопросу предоставления жилья в администрацию г. Горно-Алтайска в ДД.ММ.ГГГГ., когда ему было 24 года, однако, доказательств обращения в суд не представлено.
Ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения не обращался, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади и не был поставлен на соответствующий учет по заявлению учебных учреждений, под опекой которых истец находился, т.е. на момент обращения в соответствии с преамбулой ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ст. 1, не относился к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста.
Таким образом, на момент обращения истца в администрацию города Горно- Алтайска ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении его возраст превышал 23 года, а значит он не являлся лицом, на которое распространяются гарантии, установленные вышеуказанным Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
При установленных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения искового требования Алексеева <данные изъяты>
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Алексеева <данные изъяты> к администрации города Горно-Алтайска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья Т.Е. Беспалова