требования удовлетворены об обязании предоставить жилое помещение по договору соцнайма, обжаловано оставлено без изменения, вступило в законную силу 12.09.12г.



Дело № 2-1529/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРЦИИ

11 июля 2012 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                      Ананьевой Е.А.,

при секретаре                                  Кармановой Б.Н.,

с участием прокурора                              Юркиной Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Горно-Алтайска в интересах ФИО2 к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в суд в интересах Саналовой <данные изъяты> с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что Саналова <данные изъяты>. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем обладает правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Саналова <данные изъяты>. воспитывалась опекуном Рябищенко <данные изъяты>., родители Саналовой <данные изъяты> умерли ДД.ММ.ГГГГ. В 2002 году окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Алтай «<данные изъяты>». На очереди в Администрации города Горно-Алтайска как ребенок-сирота состоит с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди <данные изъяты>. Саналова <данные изъяты>. является матерью малолетнего ребенка, работает в БУЗ РА «Городская детская поликлиника» оператором ЭВМ, дополнительных источников дохода не имеет, проживает в однокомнатной благоустроенной квартире, по договору найма жилого помещения, ежемесячная плата составляет <данные изъяты> рублей. У Саналовой <данные изъяты> как нуждающейся в жилом помещении после окончания училища, то есть в июне 2002 году возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Саналова <данные изъяты> обратилась к прокурору города с заявлением о защите её нарушенных социальных прав, в связи с чем прокурор обратился в суд в интересах Саналова <данные изъяты> просит обязать ответчика предоставить Саналовой <данные изъяты> вне очереди жилое помещение пол договору социального найма в срок до 1 августа 2012 года.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить Саналовой <данные изъяты>. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте г. Горно-Алтайска за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа «Город Горно-Алтайск» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Истец Саналова <данные изъяты>. и её представитель Саналов <данные изъяты>., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали уточненные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Насонова <данные изъяты>., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала. В представленном возражении на иск указала, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является отдельным государственным полномочием и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при условии предоставления им субвенций на эти цели и только за счет и в пределах данных субвенций. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай от 15.06.2006г. № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю» органы местного самоуправления муниципального образования «Город Горно-Алтайск» наделены отдельными государственными полномочиями по: обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью вне очереди (статьи 1, 2 Закона РА от 15.06.2006г. № 28-РЗ). Статьями 5, 6, 10 Закона РА от 15.06.2006г. № 28-РЗ установлено, что Правительство Республики Алтай при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий; финансовые средства на исполнение передаваемых государственных полномочий предусматриваются в республиканском бюджете Республики Алтай в виде субвенций местным бюджетам, предусмотренных в Региональном фонде компенсаций; настоящий закон вводится в действие ежегодно законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год при условии, если указанным законом предусмотрено предоставление местным бюджетам субвенций на осуществление передаваемых настоящим Законом государственных полномочий. Постановлением Правительства РА от 29.12.2006 года № 316 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее по тексту – Положение), которое определяет порядок предоставления жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай для данной категории граждан. Истцом не представлены сведения о гражданско-правовых сделках с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Законом Республики Алтай от 16.12.2011 г. № 80-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено выделение субвенций муниципальному образованию «Город Горно-Алтайск» на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2012 год средства в размере 14 371 тыс.руб. (пункт 3.1.3 Приложения 1 Закона РА от 16.12.2011г. № 80-РЗ). На оплату по договорам купли-продажи израсходовано 14 659 960 тыс. руб. В настоящее время использованы все средства республиканского бюджета, предоставленные муниципальному образованию «Город Горно-Алтайск» для исполнения в 2011 году государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. У Администрации города Горно-Алтайска отсутствуют полномочия и обязанности по обеспечению в 2012 году жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, т.е. по исполнению государственных полномочий. Следовательно, Администрация города Горно-Алтайска является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Просит суд отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных требований прокурору города Горно-Алтайска действующему в интересах Саналовой <данные изъяты>.

Представитель третьего лица Доронина <данные изъяты>., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считает иск не подлежим удовлетворению, пояснила, что согласно абз.2 п.1 ст. 8 Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по мету жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Во исполнение вышеназванного закона был принят Закон Республики Алтай от 14.02.2006г. №16-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления в РА учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемых жилого помещения», где в ст.1,2 определено, что учет граждан носит заявительный характер и осуществляется с соблюдением гласности путем обсуждения решений по данному вопросу с участием заинтересованных лиц на заседаниях жилищной комиссии, состав и положение о которой утверждаются органами местного самоуправления. Правительством РА принято постановление от 29.12.2006г. №316 «Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа», согласно которому предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот осуществляется в порядке очередности на основании поданного ими в органы местного самоуправления заявления с приложением необходимых документов. Внеочередное обеспечение жилым помещением детей-сирот, желающих получить данную меру социальной поддержки через судебные органы является злоупотреблением правом и ущемляет права других граждан, которые стоят на учете. Реализация права на обеспечение жильем не должна ставиться в зависимость от наличия или отсутствия судебного акта, так как существование закона и порядка его реализации гарантирует конституционный принцип равенства всех перед законом. Следовательно, не федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ - Республики Алтай не определяет преимуществ по получению жилищной субсидии среди льготной категории граждан-детей оставшихся без попечения родителей. Саналова <данные изъяты> была поставлена на учет и в настоящее время состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, что подтверждает факт соблюдения прав истца. Из обстоятельств, изложенных в исковом заявлении и приложенных документов не усматривается нарушений прав истца на обеспечение жильем по договору социального найма. В связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).

Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

На основании пп.2 ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании Закона Республики Алтай от 15 июня 2006 года № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей» государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных образований в Республике Алтай: муниципальное образование "Город Горно-Алтайск."

Согласно п.3.2 Постановления Правительства РА от 13 июля 2007 года № 131 обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления жилого помещения по договору социального найма.

На основании ст.1 и 2 Закона Республики Алтай от 15 июня 2006 года № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей» органы местного самоуправления, в том числе муниципальное образование "Город Горно-Алтайск", наделяются государственными полномочиями по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования по месту жительства жилой площадью вне очереди.

Согласно п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316 (в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 13 июля 2007 года № 131) обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья, предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что Саналова (до замужества Туякова) <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>. Родители Саналовой <данные изъяты>. Туякова <данные изъяты>. и Туяков <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ умерли. После смерти родителей опекуном Саналовой <данные изъяты>. назначена Рябищенко <данные изъяты>. На основании ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Саналова <данные изъяты> относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что после окончания пребывания в Автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Республики Алтай «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, Саналова <данные изъяты> не была обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением, что подтверждается справкой из образовательного учреждения. Ранее какая-либо жилая площадь за ней не закреплялась в установленном законом порядке. Указанные обстоятельства подтверждены в суде следующими доказательствами.

Согласно справке начальника отдела жилищной политики Администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ Саналова <данные изъяты> была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ -р, порядковой номер очереди <данные изъяты>.

По данным Отдела образования администрации МО «Город Горно-Алтайск» Саналова <данные изъяты>. не имеет закрепленного жилья.

Саналова <данные изъяты>. проживает с несовершеннолетней дочерью и мужем в жилом помещении по адресу: <адрес> без регистрации по месту життельства..

Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Саналовой <данные изъяты>., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания в <данные изъяты> г. Автономного образовательного учреждения начального профессионального образования Республики Алтай «<данные изъяты>» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах Саналова <данные изъяты>., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Довод представителя ответчика о невозможности предоставления жилого помещения Саналовой <данные изъяты> вследствие отсутствия денежных средств на указанные цели, не имеет правового значения, поскольку это не отменяет обязанность ответчика по выполнению требований законодательства Российской Федерации о реализации прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Горно-Алтайска удовлетворить.

Обязать исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Администрацию г. Горно-Алтайска предоставить Саналовой <данные изъяты> вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте города Горно-Алтайска за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа «Город Горно-Алтайск» на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2012 года

Федеральный судья Е.А. Ананьева