требования удовлетворены об обязании орган местного самоуправления предоставить вне очереди жилое помещение, обжаловано, оставлено без изменения, вступило в законную силу 12.09.12г.



Дело № 2-1598/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2012 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                      Ананьевой Е.А.,

при секретаре Кармановой Б.Н.,

с участием прокурора                         Бедаревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Горно-Алтайска в интересах Гилева <данные изъяты> к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления – Администрации г. Горно-Алтайска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в суд с иском в интересах Гилева <данные изъяты>. к Администрации г. Горно-Алтайска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования тем, что Гилев <данные изъяты> в соответствии с п. 2 ст. 8, ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Законом Республики Алтай от 15 июня 2006 года № 28 – РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю», Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Гилев ФИО11 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем обладает правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Гилев <данные изъяты> в период ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в виде лишения свободы. Гилев <данные изъяты> состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 24.11.2010 года, его порядковый номер <данные изъяты>. Истец просит обязать ответчика предоставить Гилеву <данные изъяты>. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в срок до 01 сентября 2012 года.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить Гилеву <данные изъяты>. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте г. Горно-Алтайска за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа «Город Горно-Алтайск» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Помощник прокурора Бедарева <данные изъяты> в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Гилев <данные изъяты> в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика Насонова <данные изъяты>., действующая на основании доверенности от 12.10.2011г., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что согласно подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является отдельным государственным полномочием и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с учетом того, что положения законов о наделении отдельными государственными полномочиями вводятся ежегодно законом о бюджете на очередной финансовый год – часть 7 статьи 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ), при условии предоставления им субвенций на эти цели и только за счет и в пределах данных субвенций (часть 5 статьи 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ). Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай от 15.06.2006г. № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю» органы местного самоуправления муниципального образования «Город Горно-Алтайск» наделены отдельными государственными полномочиями по: обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью вне очереди (статьи 1, 2 Закона РА от 15.06.2006г. № 28-РЗ). Статьями 5, 6, 10 Закона РА от 15.06.2006г. № 28-РЗ установлено, что Правительство Республики Алтай при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий; финансовые средства на исполнение передаваемых государственных полномочий предусматриваются в республиканском бюджете Республики Алтай в виде субвенций местным бюджетам, предусмотренных в Региональном фонде компенсаций; настоящий закон вводится в действие ежегодно законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год при условии, если указанным законом предусмотрено предоставление местным бюджетам субвенций на осуществление передаваемых настоящим Законом государственных полномочий. Постановлением Правительства РА от 29.12.2006 года № 316 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее по тексту – Положение), которое определяет порядок предоставления жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай для данной категории граждан. Заявленные требования не соответствуют требованиям статей 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, статье 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, Положению. Положения законов о наделении отдельными государственными полномочиями вводятся ежегодно законом о бюджете на очередной финансовый год – часть 7 статьи 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, статья 10 Закона РА от 15.06.2006г. № 28-РЗ. Законом Республики Алтай от 16.12.2011 г. № 80-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено выделение субвенций муниципальному образованию «Город Горно-Алтайск» на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2012 год средства в размере 14 371 тыс.руб. (пункт 3.1.3 Приложения 1 Закона РА от 16.12.2011г. № 80-РЗ). Исходя из приобщенной по ходатайству Администрации города Горно-Алтайска к материалам дела справки следует, что на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа из республиканского бюджета муниципальному образованию «Город Горно-Алтайск» выделены субвенции в размере 14 371 тыс.руб. При этом на оплату по договорам купли-продажи израсходовано 14 659 960 тыс. руб. Таким образом, в настоящее время использованы все средства республиканского бюджета, предоставленные муниципальному образованию «Город Горно-Алтайск» для исполнения в 2011 году государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. У Администрации города Горно-Алтайска отсутствуют полномочия и обязанности по обеспечению в 2012 году жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, т.е. по исполнению государственных полномочий. Администрация города Горно-Алтайска также является и ненадлежащим ответчиком по данному делу. Просит суд отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица Доронина <данные изъяты>., действующая на основании доверенности от 31.10.2011г., просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства финансов РА. В представленных в суд возражениях на иск указала, что согласно абз.2 п.1 ст. 8 Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по мету жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Во исполнение вышеназванного закона был принят Закон Республики Алтай от 14.02.2006г. №16-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления в РА учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемых жилого помещения», где в ст.1,2 определено, что учет граждан носит заявительный характер и осуществляется с соблюдением гласности путем обсуждения решений по данному вопросу с участием заинтересованных лиц на заседаниях жилищной комиссии, состав и положение о которой утверждаются органами местного самоуправления. Правительством РА принято постановление от 29.12.2006г. №316 «Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа», согласно которому предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот осуществляется в порядке очередности на основании поданного ими в органы местного самоуправления заявления с приложением необходимых документов. Внеочередное обеспечение жилым помещением детей-сирот, желающих получить данную меру социальной поддержки через судебные органы является злоупотреблением правом и ущемляет права других граждан, которые стоят на учете. Реализация права на обеспечение жильем не должна ставиться в зависимость от наличия или отсутствия судебного акта, так как существование закона и порядка его реализации гарантирует конституционный принцип равенства всех перед законом. Следовательно, не федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ - Республики Алтай не определяет преимуществ по получению жилищной субсидии среди льготной категории граждан-детей оставшихся без попечения родителей. Гилев <данные изъяты>. был поставлен на учет и в настоящее время состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, что подтверждает факт соблюдения прав истца. Из обстоятельств, изложенных в исковом заявлении и приложенных документов не усматривается нарушений прав истца на обеспечение жильем по договору социального найма. В связи с чем просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, прокурора, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью на условиях договора социального найма не ниже установленных социальных норм.

При рассмотрении дела судом установлено, что Гилев <данные изъяты>. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мама Гилева <данные изъяты>. Штанакова <данные изъяты>. умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, а отец Гилев <данные изъяты>М. умер ДД.ММ.ГГГГ

Гилев <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся воспитанником КОУ РА «<данные изъяты>», и постоянно проживал по адресу: <адрес>, и находился на полном государственном обеспечении ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой школы-интернат им. ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.

После окончания пребывания в <данные изъяты>, Гилев <данные изъяты>. не был обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. Ранее какая-либо жилая площадь за ним не закреплялась в установленном законом порядке.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гилев <данные изъяты> отбывал наказание в виде лишения свободы.

С ДД.ММ.ГГГГ Гилев <данные изъяты>. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время порядковый номер в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением - <данные изъяты>.

Из ответа Управления Росреестра по РА от 27.06.2012г. №08/1776 следует, что у Гилев <данные изъяты>. на территории Республики Алтай недвижимость отсутствует.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).

Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Гилева <данные изъяты> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания в 2001 г. <данные изъяты>.

Законом Республики Алтай от 15 июня 2006 года № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю» полномочия по обеспечению указанной категории граждан жильем на неограниченный срок переданы органам местного самоуправления, в том числе муниципального образования «Город Горно-Алтайск» (ст. 1, 2, 3).

Статьями 4 и 6 данного Закона, п. 29 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316 (далее по тексту – Положение) предусмотрено, что переданные государственные полномочия осуществляются за счет предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Алтай субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Ежегодно Законами Республики Алтай о бюджете на очередной финансовый год предусматривается такое финансирование. Предусмотрено оно и на 2011 год. Каким-либо иным субъектам (органам власти либо местного самоуправления, организациям) в Республике Алтай денежные средства на обеспечение жильем детей-сирот не предусматриваются. Исполнение названных государственных полномочий в 2011 году с органов местного самоуправления не снято федеральным законом или законом Республики Алтай, как это предусмотрено ст. 9 Закона Республики Алтай от 15 июня 2006 года № 28-РЗ.

Кроме того, п.п. 24, 27 и 28 Положения предусматривают, что при отсутствии муниципального жилищного фонда, предназначенного для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма, денежные средства, выделенные в качестве субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай на эти цели, могут быть использованы органами местного самоуправления на строительство муниципального жилищного фонда для указанной категории граждан. Жилые помещения, построенные органами местного самоуправления за счет субвенций, выделенных из республиканского бюджета Республики Алтай, в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями являются муниципальной собственностью соответствующего муниципального образования.

Муниципальное образование осуществляет деятельность по организации строительства жилья для детей-сирот по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.

Органы местного самоуправления при высвобождении жилого помещения, приобретенного за счет субвенций республиканского бюджета и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют его той же категории граждан.

Изложенные обстоятельства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что прокурором г. Горно-Алтайска иск в защиту интересов Пирогова <данные изъяты>. предъявлен к надлежащему ответчику – администрации г. Горно-Алтайска, а само по себе отсутствие необходимых для исполнения решения суда денежных средств и жилых помещений именно на момент разрешения дела не может являться основанием к отказу в иске.

Такое толкование закона подтверждается и утвержденным Верховным Судом РФ Обзором практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокурора в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кроме того, отсутствие жилых помещений и денежных средств для исполнения обязанности по обеспечению Гилева <данные изъяты>. жильем не подтверждено какими-либо доказательствами.

Следовательно, обеспечить Гилева <данные изъяты> жилым помещением обязана администрация г. Горно-Алтайска за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа «Город Горно-Алтайск» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Во исполнение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также названного Закона Республики Алтай от 15 июня 2006 года № 28-РЗ на уровне субъекта Российской Федерации Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316 утверждено Положение.

Пунктами 23-25 Положения предусмотрено, что дети-сироты могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма жилого помещения.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется из муниципального жилищного фонда в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ.

Обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Положением осуществляется органами местного самоуправления районов и городского округа Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Предоставляемое жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям и степени благоустройства применительно к условиям населенного пункта на территории Республики Алтай.

Аналогичные положения закреплены в ст. 57 ЖК РФ, в которой также указано, что жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта). Гилев <данные изъяты>. зарегистрирован на территории г. Горно-Алтайска и состоит на учете в данном населенном пункте как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, что подтверждается копией паспорта.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что истец правомерно требует предоставить ему жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма в черте г. Горно-Алтайска.

Довод представителя ответчика о невозможности предоставления жилого помещения Гилеву <данные изъяты> вследствие отсутствия денежных средств на указанные цели, не имеет правового значения, поскольку это не отменяет обязанность ответчика по выполнению требований законодательства Российской Федерации о реализации прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Горно-Алтайска удовлетворить.

Обязать исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Администрацию г. Горно-Алтайска предоставить Гилеву <данные изъяты> вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте города Горно-Алтайска за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа «Город Горно-Алтайск» на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2012 года

Федеральный судья Е.А. Ананьева