Решение от 12.10.2010 года по делу № 2-285/10 по иску прок. к Админ.и Суховской СОШ нар.труд.закон



Дело № 2-285/010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское 12 октября 2010 года

Горьковский районный суд Омской области в составе судьи Ю.И. Почечуева, при секретаре Гущанской Н.И., с участием прокурора Горьковского района Пемпусь Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Горьковского МР Омской области и Муниципальному образовательному учреждению «Суховская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения трудового законодательства путём проведения аттестации рабочих мест, признав бездействие ответчиков незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда и ТК РФ, а также взыскании государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Горьковского МР Омской области и Муниципальному образовательному учреждению «Суховская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения трудового законодательства путём проведения аттестации рабочих мест, признав бездействие ответчиков незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда и ТК РФ, а также о взыскании государственной пошлины. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства об охране труда и ТК РФ установлено, что МОУ «Суховская СОШ» создано в соответствии с действующим законодательством РФ, учредителем школы является администрация Горьковского МР Омской области в лице комитета по образованию. Имущество закреплено за МОУ на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью (п.п. 1.1, 1.4 и 6.2 Устава МОУ). В МОУ «Суховская СОШ» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Данное неисполнение законодательства нарушает права лиц, работающих в МОУ «Суховская СОШ» либо собирающихся работать в будущем. Защита прав указанной категории лиц в силу требований ст.12 ГК РФ возможна путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит суд, обязать Администрацию Горьковского МР и Муниципальное общеобразовательное учреждение устранить нарушения трудового законодательства путём проведения аттестации рабочих мест, в срок до 01.06.2011 года, признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда, Трудового кодекса РФ бездействие Администрации Горьковского МР и МОУ «Суховская СОШ», а также взыскать с ответчиков государственную пошлину в доход соответствующего бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Горьковского района Омской области Пемпусь Ю.С. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объёме по изложенным выше основаниям, дополнительно пояснив, что в виду отсутствия у ответчиков объективных сведений, подтверждающих возможность проведения аттестации именно до 01.06.2011 года, то оснований предоставления ответчикам столь длительной отсрочки для исполнения решения суда, нет.

Представитель Администрации Горьковского МР Штоль Ю.А. в судебном заседании по всем требованиям искового заявления согласилась, пояснив, что аттестацию рабочих мест во всех школах района будут проводить после выделения на эти цели финансовых средств.

Представитель МОУ «Суховская СОШ» Лепехин Б.В. в судебном заседании доводы заявления прокурора не оспаривал, пояснив, что аттестацию рабочих мест проводить необходимо, но собственных денежных средств, школа не имеет.

Т.лицо, представитель Комитета по образованию администрации Горьковского МР Приходько С.К. в судебном заседании факт нарушения законодательства о труде в школах района в части не проведения аттестаций рабочих мест не отрицал, пояснив, что в связи с большим количеством школ, денежных средств для проведения мероприятий необходимо более 1000 000 рублей. Поэтому, с учётом финансовых возможностей бюджета, будет составлен конкретный график для проведения аттестации рабочих мест, в школах района.

Т. лицо, представитель Министерства труда и социального развития Родивилов Ю.Н. в судебном заседании пояснил, что, по его мнению, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьёй 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Статья 209 ТК РФ закрепляет, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Пункт 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда закрепляет, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

В соответствии с п. 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости); перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда; копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения); карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении её результатов.

Согласно п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, срок хранения материалов аттестации 45 лет.

По состоянию на сентябрь 2010 года в МОУ «Суховская СОШ», количество рабочих мест составляет 20.

Вместе с тем, в нарушение требований ст. 22, ч. 9 ст. 212 ТК РФ, Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569, в МОУ «Суховская СОШ» аттестация рабочих мест не проведена, на что в своих объяснениях указывает директор МОУ «Суховская СОШ» Лепехин Б.В.

Согласно информации, полученной из Управления министерства труда и социального развития Омской области по Горьковскому району Омской области до настоящего времени МОУ «Суховская СОШ» работу по аттестации рабочих мест не провело.

Из содержания п.п. 1.1, 1.4 и 6.2 Устава, МОУ «Суховская СОШ» создано в соответствии с действующим законодательством РФ, учредителем школы является администрация Горьковского МР Омской области в лице комитета по образованию. Имущество закреплено за школой на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью.

В соответствии с положениями ч.1 ст.296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с ч. 4 ст.353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Судом установлено, что выявленные нарушения требований трудового законодательства нарушают права лиц, работающих в МОУ «Суховская СОШ» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Защита прав указанной категории лиц в силу требований ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По мнению суда, требования прокурора обоснованы, факт нарушения закона об аттестации рабочих мест в судебном заседании никем не оспаривается, а значит, бесспорно установлен.

Суд учитывает то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела Администрацией Горьковского МР и МОУ «Суховская СОШ» приняты меры к устранению нарушения закона, вместе с тем, поскольку факт нарушения закона, как уже указано в решении установлен, требования прокурора в соответствии с приведенными выше нормами права подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 333.36 ч.1 п.9 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Из содержания п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с тем, что истцом по настоящему гражданскому делу подан иск в интересах неопределенного круга физических лиц, который невозможно индивидуализировать, что характеризует заявленные требования как неимущественные, суд приходит к выводу, что размер государственной пошлины будет определяться в порядке, предусмотренном п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ и составляет 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление прокурора Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Горьковского МР Омской области и Муниципальному образовательному учреждению «Суховская средняя общеобразовательная школа».

Признать бездействие Администрации Горьковского МР Омской области и Муниципального образовательного учреждения «Суховская средняя общеобразовательная школа» противоречащим требованиям законодательства об охране труда и Трудового кодекса РФ.

Обязать Администрацию Горьковского МР Омской области и Муниципальное образовательное учреждение «Суховская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушение закона путём проведения аттестации рабочих мест.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Суховская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в сумме 200 рублей, в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд Омской области в течение 10 дней.

Судья: Ю.И. Почечуев