Решение по гр. делу № 2-287/2010 г. от 11.10.2010 г. по иску прокурора Горьковского района в защиту интер-в неопр-го кр-га лиц о призн-ии незак-м безд-я адм-ии Горьковского МР и МОУ ДОД `ДОБ ФСЦ` и обязании провести аттестацию рабочих мест.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское 11 октября 2010 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Матвеева С.М.,

с участием помощника прокурора Горьковского района Пемпусь Ю.С.,

при секретаре Кулишовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Горьковского муниципального района, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» и обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Горьковского района Омской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Горьковского муниципального района, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» и обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В обоснование указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об охране труда было установлено, что в МОУ ДОД «ДООФСЦ», учредителем которого является администрация Горьковского муниципального района Омской области, не проведена аттестация рабочих мест. Неисполнение требований трудового законодательства нарушает права лиц, работающих в МОУ ДОД «ДООФСЦ» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. Просит признать бездействие администрации Горьковского муниципального района и МОУ ДОД «ДООФСЦ» незаконными и обязать их провести аттестацию рабочих мест, в срок до 1 июня 2011 года.

Прокурор Пемпусь Ю.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по изложенным основаниям. Просила исключить указание на срок проведения аттестации.

Представитель администрации Горьковского муниципального района Штоль Ю.А. иск признала. Пояснила, что действительно, в МОУ ДОД «ДООФСЦ» не проведена аттестация рабочих мест. В настоящее время указанные нарушения устраняются.

Представитель МОУ ДОД «ДООФСЦ» Колесин В.К. исковые требования признал. Суду показал, что для проведения аттестации необходимы денежные средства, которых у учреждения в настоящее время нет. Ими направлялись заявки в комитет по образованию Горьковского района. Однако денег до настоящего времени не выделено.

Третье лицо- представитель комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области Приходько С.К., также признал исковые требования в полном объеме. Ходатайствовал об установлении срока проведения аттестации, поскольку для её проведения необходимо около полутора миллионов рублей.

Третье лицо- представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Горьковскому району Родивилов Ю.Н. поддержал исковые требования.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Как следует из положений ст.2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что аттестация рабочих мест по условиям труда является оценкой условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, закреплена положениями статьи 212 ТК РФ.

Согласно Пункту 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

В силу требований пункта 4 указанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ, казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Как установлено в судебном заседании, учредителем муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» (МОУ ДОД «ДООФСЦ»), является администрация Горьковского муниципального района, в лице комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района. По состоянию на сентябрь 2010 года количество рабочих мест в МОУ ДОД «ДООФСЦ» составляет 23 человека. Однако в нарушение требований трудового законодательства и законодательства об охране труда, аттестация рабочих мест не проведена.

Подобное бездействие администрации Горьковского муниципального района как учредителя и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» затрагивает интересы как работающих в учреждении лиц, так и собирающихся работать в будущем.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 45 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Горьковского муниципального района Омской области и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» по выполнению требований законодательства об охране труда и Трудового кодекса РФ, незаконным.

Обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» провести аттестацию рабочих мест.

Взыскать с администрации Горьковского муниципального района Омской области и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» солидарно, государственную пошлину в сумме 200 рублей, в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд Омской области в течение 10 дней.

Председательствующий