Решение по гр. делу № 2-271/2010 г. от 11.10.2010 г. по иску прокурора Горьковского района в защиту интересов неопр. кр. лиц о призн-ии незак-м безд-я адм-ии Горьковского МР и МОУ `Октябрьская СОШ` и обязании провести аттестацию рабочих мест.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское 11 октября 2010 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Матвеева С.М.,

с участием помощника прокурора Горьковского района Пемпусь Ю.С.,

при секретаре Кулишовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Горьковского муниципального района, муниципального образовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» и обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Горьковского района Омской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Горьковского муниципального района, муниципального образовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» и обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В обоснование указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об охране труда было установлено, что МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», учредителем которого является администрация Горьковского муниципального района Омской области, не проведена аттестация рабочих мест. Неисполнение требований трудового законодательства нарушает права лиц, работающих в МОУ «Октябрьская СОШ» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. Просит признать бездействие администрации Горьковского муниципального района и МОУ «Октябрьская СОШ» незаконными и обязать их провести аттестацию рабочих мест, в срок до 1 июня 2011 года.

Прокурор Пемпусь Ю.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по изложенным основаниям. Просила исключить указание на срок проведения аттестации.

Представитель администрации Горьковского муниципального района Штоль Ю.А. иск признала. Пояснила, что действительно, в МОУ «Октябрьская СОШ» не проведена аттестация рабочих мест. В настоящее время указанные нарушения устраняются.

Представитель МОУ «октябрьская СОШ» Щедров Б.В. исковые требования признал и суду показал, что для проведения аттестации необходимы денежные средства, которых у учреждения в настоящее время нет. Ими направлялись заявки в комитет по образованию Горьковского района. Однако денег до настоящего времени не выделено.

Третье лицо- представитель комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области Приходько С.К., также признал исковые требования в полном объеме. Ходатайствовал об установлении срока проведения аттестации, поскольку для её проведения необходимо около полутора миллионов рублей.

Третье лицо- представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Горьковскому району Родивилов Ю.Н. поддержал исковые требования.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Как следует из положений ст.2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что аттестация рабочих мест по условиям труда является оценкой условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, закреплена положениями статьи 212 ТК РФ.

Согласно Пункту 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

В силу требований пункта 4 указанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ, казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Как установлено в судебном заседании, учредителем МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», является администрация Горьковского муниципального района, в лице комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района. По состоянию на сентябрь 2010 года количество рабочих мест в МОУ «Октябрьская СОШ» составляет 22 человека. Однако в нарушение требований трудового законодательства и законодательства об охране труда, аттестация рабочих мест не проведена.

Подобное бездействие администрации Горьковского муниципального района как учредителя и МОУ «Октябрьская СОШ» затрагивает интересы как работающих в учреждении лиц, так и собирающихся работать в будущем.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 45 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Горьковского муниципального района Омской области и МОУ «Октябрьская СОШ» по выполнению требований законодательства об охране труда и Трудового кодекса РФ, незаконным.

Обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области и МОУ «Октябрьская СОШ» провести аттестацию рабочих мест.

Взыскать с администрации Горьковского муниципального района Омской области и МОУ «Октябрьская СОШ» солидарно, государственную пошлину в сумме 200 рублей, в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд Омской области в течение 10 дней.

Председательствующий