Дело № 2-229/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Горьковский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,
при секретаре Гущанской Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское 27 сентября 2010 года дело по иску Управления Росприроднадзора по Омской области к Кирсанову И.И. УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, о признании недействительной регистрации права собственности на земельный участок возложении обязанности освобождения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в суд с иском о признании незаконным регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности освободить земельный участок к Кирсанову И.И, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Администрации Горьковского МР Омской обл., в обоснование иска указав, что согласно ст. 1 Положения «Об управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования» Управление Росприроднадзора по Омской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим свои полномочия на территории Омской области.
Управлением Росприроднадзора по Омской области проведена внеплановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства гражданином Кирсановым И.И., зарегистрированным по адресу: Омская область, Горьковский район, <адрес>,- осуществляющим хозяйственную деятельность в водоохраной зоне р. Иртыш по вышеуказанному адресу, по результатам которой установлено следующее.
Постановлением от 22.03.2000г. № 113 Главы районного самоуправления Горьковского района Омской области Кирсанову И.И. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок общей площадью 1,5 га для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома и надворных построек.
03.05.2000 г. произведена государственная регистрация права собственности Кирсанова И.И. на земельный участок с кадастровым номером 55:04:070702:5 (категории земель сельскохозяйственного назначения- для ведения личного подсобного хозяйства) площадью 15001 кв. м, расположенного в 10 м восточнее базы отдыха «Белый парус» на территории Прииртышского участкового лесничества в границах выдела 8 квартала 28 урочища « ЗАО Романенко» Приитрышского участкового лесничества Калачинского лесничества в водоохраной зоне р. Иртыш на земельном участке с кадастровым номером 55:04:07 07 02:0005
06.04.2004г. указанный земельный участок учтён в государственном кадастренедвижимости.
24.03.2009 года Кирсановым И.И. получено свидетельство о государственной регистрации права № серия 55АВ на земельный площадью 15001 кв.м с кадастровым номером 55:04:07 07 02:5; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства;. участок находится примерно <адрес>
Согласно ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшем в месте издания таких актов и на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ. подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Между тем, указывает истец, как следует из информации Главы Администрации Октябрьского сельского поселения от 24.03.2010г., границы поселения д. <адрес> не утверждены.
Кроме того, права па земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с порядком проведения, государственной регистрации, установленным статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
Основанием для государственной регистрации наличия возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав па недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки, совершенные в соответствии с законодательством, действующим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (статья 17 названного Федерального закона).
Как следует из статьи 20 Федерального закона, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные па государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с письмом от 30.03.2010 г. № 6"12-ГУПХ Главного управления лесного хозяйства Омской области, земельный участок, расположенный под объектом недвижимости (жилым домом), располагается на территории Прииртышского участкового лесничества (в границах выдела 8), находящегося в федеральной собственности (свидетельство о праве собственности № серии 55 АЛ) и является участком в составе земель лесного фонда.
Более того, вышеуказанный земельный участок расположен в водоохраной р. Иртыш и в нарушение статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, документами государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка о земельном участке от 24 марта 2010 года №) спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, по мнению истца, Кирсановым И.И ненадлежаще оформлены права на земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 14 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав па недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав па недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Пунктом 1 ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав па недвижимое имущество и установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Истец полагает, что государственная регистрация права собственности Кирсанова И.И. на земельный участок произведена с нарушением действующего законодательства РФ при отсутствии законных оснований для государственной регистрации прав:
- в отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок.
Свидетельство о праве собственности на земельный участок № <адрес> от 05.05.2000г. не может служить правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности Кирсанова И.И. в силу того, что в собственность Кирсанову И.И. предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:04:070702:5.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац И пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав» предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов, наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Одновременно в пункте 1 статьи 18 указанного закона предусмотрено, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 32 Приказа Министерства юстиции РФ от 01.07.2002 № 184 «Об утверждении методических указаний по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при правовой экспертизе документов, проверки законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9,13,17 Закона).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с земельным законодательством РФ. Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлены принципы приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, приоритета охраны жизни и здоровья человека.
В соответствии с письмом от 30.03.2010г. № 612-ГУПХ Главного управления лесного хозяйства Омской области земельный участок с кадастровым номером 55:04:07 07 02:5,, расположенный под объектом недвижимости (жилым домом), располагается на территории Прииртышского участкового лесничества (в границах выдела 8 квартала 28), находящегося в федеральной собственности (свидетельство о праве собственности № 444962 серии 55 АА).
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления,- вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
При включении земельных участков лесного фонда в границы земель населенных пунктов, их разрешенное использование определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Строительство на включенных в земли населенных пунктов нелесных земельных участках осуществляется, если разрешенное использование земельных участков допускает его проведение.
До утверждения генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществлялось исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. В связи с чем акт о предварительном согласовании места размещения объекта под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками на землях лесного фонда издан с превышением полномочий Администрации Горьковского муниципального района, с нарушением действующего порядка перевода земель из одной категории в другую.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о том, что в установленном законом порядке земельный участок под строительство объекта индивидуального строительства Кирсанову И.И. не мог быть предоставлен ответчику Кирсанову. Кирсанов И.И. привлечен к административной ответственности.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Статьей 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Вред окружающей среде, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию необходимо подать в орган местного самоуправления заявление, к которому в числе прочих документов прикладываются правоустанавливающие документы на земельный участок.
Подпунктом 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указано отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок.
В силу подпунктов 1 и 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В данном случае Управление Росприроднадзора по Омской области, учитывая принцип презумпции экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности), ст. З ФЗ «Об охране окружающей среды» выступает в защиту прав, свобод и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, интересов Российской Федерации, поскольку несоблюдение гражданином Кирсановым И.И. действующего, в том числе природоохранного, законодательства может повлечь загрязнение и засорение земельных участков, самого водного объекта р. Иртыш, явиться причиной ухудшения качества воды в водном объекте, вызвать нарушение установившегося биогеноценозного равновесия, что недопустимо и является нарушением интересов Российской Федерации в области земельного, водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, а также принципа законности, установленного ст. 15 Конституции РФ.
В силу ч.1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Истец просит признать незаконным занятие гр. Кирсановым земельного участка на территории <адрес>
признать недействительным зарегистрированное право собственности ( свидетельство о регистрации права собственности) на указанный земельный участок Кирсанов И.И. с кадастровым номером № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства. Площадь: 15001 кв.м., участок находится примерно <адрес>
обязать УФС Государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области внести соответствующие изменения в госреестр исключив соответствующие данные
обязать Кирсанов И.И. освободить земельный участок с кадастровым номером 55:04:07 07 02:5, расположенный по адресу: Омская область, Горьковский район, д. <адрес> самостоятельно либо за счет собственных средств.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении иска по изложенным основаниям, и обратила внимание суда на то, что согласно вступившего в законную силу решения Горьковского районного суда Омской области от 27.07.2010 года признано незаконным размещение Кирсановым И.И. жилого жома в водоохраной зоне р. Иртыш на земельном участке №, признаны недействительными правоустанавливающие документы, выданные Кирсанову И.И. на жилой дом, и на последнего возложена обязанность снести жилой дом.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.08.2010 года постановление Главы районного самоуправления Горьковского района Омской области от 22.03. 2000 года №113 О предоставлении в собственность земельного участка Кирсанову И.И. для ведения личного подсобного хозяйства признано недействительным. Более того вступившим в законную силу постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 года спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Решение Арбитражного суда Омской области 24.09.2010 года вступило в законную силу, следовательно, выделение спорного земельного участка И.И. Кирсанову незаконно и по основаниям приведенных норм права ст.166-168 ГК РФ очевидны основания для удовлетворения иска в полном объеме.
Кирсанов И.И. иск не признал, пояснив, что документы земельный участок им получены в установленном законом порядке. Он не оспаривает того факта, что решением Арбитражного суда Омской области от 24.08.2010 года постановление Главы районного самоуправления Горьковского района Омской области от 22.03. 2000 года №113 «О предоставлении в собственность земельного участка Кирсанову И.И. для ведения личного подсобного хозяйства» признано недействительным, не оспаривает местонахождение предоставленного ему земельного участка, но считает что принятое решение Арбитражного суда Омской области не законно. Решение он обжаловал, но представить суду копию жалобы не может. Просил в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика УФС Государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области иск не признала, пояснив, что регистрация права собственности Кирсанова И.И. на земельный участок произведена на основании постановления Администрации района о выделении этого участка под ЛПХ Кирсанову. Кадастровый номер земельного участка изменялся, но право собственности оформлено законно. Просила в иске отказать.
Представитель Главного управления лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель Администрации Горьковского МР Омской области не явился, извещен надлежаще.
Представитель Октябрьского сельского поселения не явился, извещен надлежаще.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании, бесспорно, установлено, что постановлением от 22.03.2000г. № 113 Главы районного самоуправления Горьковского района Омской области Кирсанову И.И. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок общей площадью 1,5 га для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома и надворных построек.
03.05.2000г. произведена государственная регистрация права собственности Кирсанова И.И. на земельный участок с кадастровым номером <адрес> 06.04.2004г. указанный земельный участок учтён в государственном кадастренедвижимости.
24.03.2009 года Кирсановым И.И. получено свидетельство о государственной регистрации права № серия 55АВ на земельный участок площадью 15001 кв.м с кадастровым номером <адрес>
В материалах дела имеется вступившее в законную силу решение Горьковского районного суда Омской области от 27.07.2010 года, согласно которого признано незаконным размещение в водоохраной зоне, т.е. признаны недействительными разрешительные документы индивидуального строительства жилого дома (разрешения на ввод в эксплуатацию построенного жилого дома от 04.12.2008 г. за № 55-04-155, выданного Администрацией Горьковского муниципального района Омской области, а также постановления главы Горьковского муниципального района Омской области от 09.12.2008 г. за № 969 о разрешении эксплуатации объекта - спорного жилого дома и об утверждении указанного выше разрешения), выданные гр. Кирсанов И.И. в отношении объекта индивидуального строительства (жилого дома) в водоохраной зоне реки Иртыш на земельном участке с кадастровым номером №, почтовый адрес: <адрес>; признана недействительной регистрация права собственности Кирсанова И.И. на жилой дом общей площадью 106,4 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Горьковский район, д. <адрес>,- инвентарный №/А литера АА 1; признано недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на имя Кирсанов И.И. относительно указанного жилого дома общей площадью 106,4 кв.м., расположенного по адресу: Омская область, Горьковский район, д. <адрес> <адрес>.
Кирсанов И.И. обязан снести самостоятельно либо за счет собственных средств жилой дом общей площадью 106,4 кв.м., расположенный по адресу: Омская область, Горьковский район, д. <адрес>,- в водоохраной зоне р. Иртыш.
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.08.2010 года, которым постановление Главы районного самоуправления Горьковского района Омской области от 22.03. 2000 года №113 «О предоставлении в собственность земельного участка Кирсанову И.И.» для ведения личного подсобного хозяйства признано недействительным. Данными о вступлении в законную силу приведенного решения суд не располагает ( на копии решения отсутствует отметка о его вступлении в законную силу.)
Кроме того, в материалах дела имеются: свидетельство о государственной регистрации права собственности от 30.05.2003 года на земельный участок лесного фонда общей площадью 5589 га, расположенного по адресу: Омская область, Горьковский район, <адрес>, которым подтверждается, что указанный земельный участок находится в федеральной собственности; схема расположения лесатаксационного выдела № <адрес> Прииртышского участка Калачинского лесничества, на которой обозначен спорный участок, принадлежащий И.И. Кирсанову с кадастровым номером №: 5; постановление Главы районного самоуправления Горьковского района Омской области от 22.03. 2000 года №113 «О предоставлении в собственность земельного участка Кирсанову И.И. для ведения личного подсобного хозяйства» и свидетельство о праве собственности Кирсанова И.И. на земельный участок (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства). Площадь: 15001 кв.м.. Участок находится примерно <адрес> На территории Октябрьского сельского поселения Горьковского района Омской области д. <адрес> с кадастровым номером: № (свидетельство о государственной регистрации права № серия 55АВ от ДД.ММ.ГГГГ); письмо от 30.03.2010г. № 612-ГУПХ Главного управления лесного хозяйства <адрес> о том, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный под объектом недвижимости (жилым домом Кирсанова И.И), располагается на территории Прииртышского участкового лесничества (в границах выдела 8 квартала 28), находящегося в федеральной собственности (свидетельство о праве собственности № серии 55 АА). В судебном заседании исследованы материалы землеустроительного дела и имеющимися в нем актами, техническими заключениями, планами и схемами ( л.д. ), актом о предварительном согласовании места размещения объекта от 08.08.2006 года (л.д. ), выкопировкой из генплана ( л.д ), кадастровой выпиской (л.д ), копией аэрофотосъемки ( л.д. ).
Приведенные письменные доказательства свидетельствуют, что спорный земельный участок, принадлежащий И.И. Кирсанову, находится в границах выдела 8 квартала 28 урочища « ЗАО Романенко» Приитрышского участкового лесничества Калачинского лесничества в водоохраной зоне р. Иртыш.
Ответчиком Кирсановым И.И. в соответствии с нормами ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств, подтверждающих, что принадлежащий ему земельный участок площадью 15001 кв.м. находится примерно <адрес>». На территории Октябрьского сельского поселения Горьковского района Омской области с кадастровым номером: № находится вне границ выдела 8 квартала 28 урочища « ЗАО Романенко» Приитрышского участкового лесничества Калачинского лесничества в водоохраной зоне р. Иртыш.
В силу части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 64 Земельного кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 года № 1103-1 (действовавшего на момент издания оспариваемого постановления) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 8 Закона Омской области от 04.03.1999 № 174-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» (действовавшего на момент издания оспариваемого постановления) объектами права муниципальной собственности на землю являются земельные участки, расположенные на территории муниципального образования и переданные в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. От имени "муниципального образования права собственника муниципальных земель осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 30 Закона Омской области от 04.03.1999 № 174-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» (действовавшего на момент издания оспариваемого постановления) к компетенции органов местного самоуправления по вопросам регулирования земельных отношений относится, в том числе, предоставление и изъятие земель в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно части 1 статьи 60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (действовавшего на момент издания оспариваемого постановления) районная администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 5 Закона Омской области от 04.03.1999 № 174-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» (действовавшего на момент издания оспариваемого постановления) не передаются в частную собственность земельные участки, запрет на передачу которых предусмотрен закон одател ь ств ом.
Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками за исключением случаев, когда федеральным законодательством не установлено иное.
В соответствии с частью I статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовешания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте I настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части I статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, -вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством (часть 6 статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Аналогичные положения содержались в Лесном кодексе Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ, действовавшем на момент издания оспариваемого постановления. Так статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ было предусмотрено, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (действовавшего на момент издания оспариваемого постановления) все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (действовавшего на момент издания оспариваемого постановления) участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование только на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
К правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, применяются положения гражданского законодательства и земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или. переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (пункт 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (действовавшего на момент издания оспариваемого постановления) оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда ине входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом.
Купля - продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
Из положений статей 34, 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (действовавшего на момент издания оспариваемого постановления) распоряжение участками лесного фонда (предоставление на праве аренды, постоянного (бессрочного) следует, что пользование осуществлялось на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
В силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, в отношении которой полномочиями по владению, пользованию и распоряжению обладает Российская Федерация.
Вступившим в законную силу постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу № А46-18231/2009 удовлетворены требования Главного управления лесного хозяйства Омской области, о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по отказу во внесении изменений в данные Государственного кадастра недвижимости в части отнесения лесных участков, находящихся на землях, отнесенных к категории земли сельскохозяйственного назначения к категории земли - земли лесного фонда и обязании внести изменения в данные Государственного кадастра недвижимости в части отнесения лесных участк0ов к землям лесного фонда. При этом судом установлено, что в том числе спорный участок находится в составе земель лесного фонда и Управлению Росреестра по Омской области надлежит внести Государственного кадастра недвижимости в части отнесения к землям лесного фонда, в том числе участка лесного фонда, общей площадью 5589 га. расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Октябрьский сельский округ, <адрес> <адрес>
Как уже указано, судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности Кирсанову И.И. находится в границах выдела 8 квартала 28 урочища « ЗАО Романенко» Приитрышского участкового лесничества Калачинского лесничества в водоохраной зоне р. Иртыш, т.е. входит с состав земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.
В связи с указанными обстоятельствами регистрация права собственности и документы о праве собственности на земельный участок, выделение которого Администрацией района осуществлено незаконно, т.е. с нарушением приведенных выше норм права, подлежат признанию недействительными по заявленным основаниям.
Заявленные истцом требования о признании незаконным занятие спорного земельного участка фактически означают заявление требований о признании незаконными полученных Кирсановым на спорный земельный участок, в связи с чем суд принимает решение о признании таких документов недействительными.
Вследствие признания судом недействительными правоустанавливающих документов и документов о государственной регистрации права на органы государственной регистрации объектов недвижимости возложена обязанность внести соответствующие изменения в государственный кадастр объектов недвижимости
Судом учитывается, что в судебном заседании ответчиком не заявлено ходатайств о применении последствий пропуска срока исковой давности к требованиям о возложении обязанности освобождения ответчиком спорного земельного участка и соответственно суд считает данные требования в соответствии с ч.2 ст. 167 ГК РФ подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в госдоход.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными правоустанавливающие документы, т.е. признать недействительной регистрацию права собственности Кирсанова И.И. на земельный участок с кадастровым номером № площадью: 15001 кв.м., находящийся примерно в <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права № серия 55АВ от 24.03.2009г.).
Исключить из госреестра данные о правах Кирсанова И.И. на указанный земельный участок (с кадастровым номером: №
Обязать Кирсанова И.И, освободить земельный участок с кадастровым номером № площадью: 15001 кв.м.,находящийся примерно <адрес> самостоятельно либо за счет собственных средств.
Взыскать с Кирсанова И.И. госпошлину в госдоход (в местный бюджет) в сумме 200 рублей
. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд Омской области в течение 10 дней
Судья
Мотивированное решение изготовлено 02.10.2010 года