Дело № 2-206/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
Горьковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего Ашитка Е.Д.,
при секретаре Моисеенко С.Ю.,
с участием представителя истца помощника прокурора Пемпусь Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское 29 ноября 2010 года гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц и Антипиной А.Ф., Марьяновской Г.Н., Лангольф Т.И., Ерониной Л.Д., Дулепиной И.А., Денисовой Н.А., Мининой В.С., Вагиной Г.В., Федоровой Н.С., Великосельской М.М. к администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского МР Омской области о возложении обязанности производства монтажа систем тепловодоснабжения многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района в интересах неопределенного круга лиц и Антипина А.Ф., Марьяновская Г.Н., Лангольф Т.И., Еронина Л.Д., Дулепина И.А., Денисова Н.А., Минина В.С., Вагина Г.В., Федорова Н.С., Великосельская М.М. обратились в суд с иском о возложении обязанности производства монтажа систем тепло-водоснабжения многоквартирного дома к администрации Краснополянского СП Горьковского МР Омской области, при этом указывая, что прокуратурой Горьковского района Омской области проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в том числе исполнения требований законодательства при реализации полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в деятельности органов местного самоуправления Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области. Как указывает прокурор, и ссылаются истцы, в ходе проверки установлены факты бездействия органов местного самоуправления Краснополянского сельского поселения в части организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения в отношении многоквартирного дома № 3 по ул. Труда в п. Ударный.
Требования части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяют обязанности органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Пунктом 5 статьи 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Истцы указывают, что при обследовании квартир дома 3 по ул. Труда в п. Ударный и, в частности, жилой квартиры № 10 дома № 3 по ул. Труда в п. Ударный установлено, что водоснабжение указанного дома осуществляется по часам (с 7.00 до 9.00, с 17.00 до 22.00), что является нарушением СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».
Кроме того, сточные канализационные воды поступают в подвальное помещение, что является нарушением пункта 9.1 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно - эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
Также во все квартиры дома № 3 по ул. Труда в п. Ударный не осуществляется подача тепловой энергии из-за прихода котельной в непригодное состояние.
Также не отапливается квартира Антипиной А.Ф. с 01.02.2005 года. Жильцы дома отапливаются стационарными печными устройствами, однако имеются системы подачи холодного водоснабжения и водоотведения.
Также установлено, что система водоотведения дома № 3 по ул. Труда в п. Ударный частично разобрана неустановленными лицами, поэтому сточные канализационные воды поступают в подвальное помещение.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Согласно п. 12, 13 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
По мнению истцов, собственники жилых помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Труда в п. Ударный в настоящее время лишены указанной возможности, т.к. способ управления данным домом не определен.
Истцы считают, что отсутствие отопления в указанном доме может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей.
Учитывая тот факт, что органами местного самоуправления поселения не были реализованы полномочия по выбору способа управления многоквартирным домом № 3 по ул. Труда в п. Ударный, прокуратурой района в адрес главы администрации Краснополянского сельского поселения 16.11.2009 года было внесено соответствующее представление, а также в Горьковский районный суд 02.11.2009 года было направлено заявление о признании незаконным бездействия администрации указанного поселения.
Горьковским районным судом 19.11.2009 года вынесено решение о признании незаконным бездействия администрации Краснополянского селького поселения по выбору способа управления многоквартирным домом по ул. Труда, 3, в п. Ударный.
Распоряжением Главы Краснополянского сельского поселения № 63 от 11.12.2009 года подготовлена и размещена документация о проведении открытого конкурса по выбору способа управления многоквартирным домом по ул. Труда, 3, в п. Ударный Горьковского района.
В связи с отсутствием заявок протоколом № 3 от 24.12.2009 года комиссии Горьковского муниципального района указанный конкурс признан несостоявшимся, протокол № 3 опубликован в газете «Горьковский вестник» от 12.03.2010 года.
21.05.2010 года в газете «Горьковский вестник» администрацией Краснополянского сельского поселения опубликовано извещение о проведении повторного конкурса по выбору способа управления многоквартирным домом по ул. Труда, 3, в п. Ударный (с 21.05.2010 по 21.06.2010 г.г.).
В связи с отсутствием заявок протоколом № 8а от 23.06.2010 года комиссии Горьковского муниципального района указанный конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.
Таким образом, принятые администрацией Краснополянского поселения меры по организации тепло- и водоснабжения, водоотведения в отношении жильцов многоквартирного дома по ул. Труда, 3, в п. Ударный оказались неэффективными, права граждан не восстановлены вплоть до настоящего времени.
Иных мер, направленных на организацию тепло- и водоснабжения, водоотведения в отношении жильцов многоквартирного дома по ул. Труда, 3, в п. Ударный администрацией Краснополянского сельского поселения не принято.
Указанные факты в деятельности органов местного самоуправления Краснополянского сельского поселения напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц (собственников и нанимателей жилых помещений), потенциально использующих указанный многоквартирный дома для проживания в границах поселения.
Истцы просят обязать администрацию Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области произвести монтаж систем тепло-, и водоснабжения, водоотведения многоквартирного дома по ул. Труда, 3, в п. Ударный в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, подключить указанный дом к тепло-, и водоснабжению, водоотведению, признав бездействие администрации поселения по организации тепло-, и водоснабжения, водоотведения в отношении многоквартирного дома по ул. Труда, 3, в п. Ударный незаконным.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Пемпусь Ю.С. иск поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Истец Антипина А.Ф. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, суду пояснила, что квартиру она приобрела у Растегаева, который являлся председателем ТСЖ «Ударный 2». Право собственности на квартиру у Антипиной А.Ф. и других собственников квартир в доме 3 по ул. Труда в п. Ударный возникло на основании решений Третейского суда, которые непонятным образом были приняты при участии Растегаева. Полномочия Растегаева как председателя ТСЖ истекли и ТСЖ ликвидировали. В настоящее время жилой дом никому не принадлежит и никто не хочет заниматься тепло - водоснабжением дома. Дом «бесхозный», а его жильцы страдают. Многие граждане, купившие в доме квартиры, не проживают в нем в настоящее время.
Истец Дулепина И.А. также поддержала иск в полном объеме, настаивала на его удовлетворении по основаниям, приведенным выше.
Истец Марьяновская Г.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменных ходатайств и заявлений в суд не представила.
Истец Лангольф Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменных ходатайств и заявлений в суд не представила.
Истец Еронина Л.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменных ходатайств и заявлений в суд не представила.
Истец Денисова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменных ходатайств и заявлений в суд не представила.
Истец Минина В.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменных ходатайств и заявлений в суд не представила.
Истец Вагина Г.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменных ходатайств и заявлений в суд не представила.
Истец Федорова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменных ходатайств и заявлений в суд не представила.
Истец Великосельская М.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменных ходатайств и заявлений в суд не представила.
З. лицо Постовалова Л.В. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З. лицо Никифорова Н.В. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З. лицо Лейхтер А.А. не явился, извещен повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З. лицо Тюкалова С.А. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З.лицо Айдосова Б.А. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З.лицо Акопова О.Р. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З. лицо Димакова И.Н. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З. лицо Ермолаева Т.А. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З. лицо Иванов В.В. не явился, извещен повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З.лицо Акопова У.Р. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З. лицо Акопова А.В. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З.лицо Акопова Е.Р. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З.лицо Кротова С.Г. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З. лицо Федорова Л.Л. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З.лицо Нишонов М.М. не явился, извещен повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
З. лицо Перемытько Т.И. не явилась, извещена повесткой в порядке ст. 113-199 ГПК РФ.
Представитель ответчика Полицина З.С. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что дом 3 по ул. Труда в п. Ударный был построен и введен в эксплуатацию ОАО «Омскавтотранс» в подсобном хозяйстве, находящемся в п. Ударный, которое в 90-е годы прошлого века называлось ПХ «Автомобилист». Затем его приобрел ТСЖ «Ударный -2». Все нынешние собственники квартир приобрели квартиры фактически у ТСЖ «Ударный -2». В 2008 году ТСЖ «Ударный -2» ликвидировано. Администрация сельского поселения пыталась разрешить вопрос о способе управления данного дома, но МУП «Горьковское» отказалось заключать соответствующие договоры с жильцами дома, а других компаний в районе нет, и никто не пожелал участвовать в управлении дома. Фактически в 24 -х квартирном доме проживает менее половины собственников квартир, что не позволяет провести собрание и решить вопрос по организации ТСЖ. Дом на баланс сельского поселения никогда не принимался и в муниципальной собственности никогда не был. Администрация сельского поселения имеет на балансе водопровод в п. Ударный. Централизованной канализации и теплоснабжения в п. Ударный нет. Единственная котельная п. Ударный принадлежит ООО «Агрокомплекс Ударный». Администрация сельского поселения имеет ограниченный бюджет, не имеет возможность проводить какие-либо строительные работы, тем более строительство котельной, стоимость которой, как минимум более чем в четверо превышает бюджет Краснополянского сельского поселения. Органы местного самоуправления, т.е. сельское поселение, по мнению ответчика, не имеют ни финансовой, ни материально- технических средств для монтажа систем тепло-, водоснабжения в доме 3 по ул. Труда в п. Ударный.
Представитель заинтересованного лица МУП «Горьковское» - Трубин В.М. не возражал против исковых требований прокурора и истцов и пояснил, что управление на обслуживание дома №3 по ул. Труда в п. Ударный не заключено. Не предоставляется, а соответственно, и не взимается плата за коммунальные услуги.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Требования части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяют обязанности органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу с п. 4 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Пунктом 5 статьи 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В судебном заседании установлено, что 24-х квартирный дом 3 по ул. Труда в п. Ударный был построен и введен в эксплуатацию 30.10.1992 года ОАО «Омскавтотранс» и принадлежал ОАО «Омскавтотранс», о чем свидетельствует акт приемки в эксплуатацию и постановление главы администрации Горьковского района от 13.11.1992 года № 216 «О вводе в эксплуатацию 24-х квартирного дома в подхозе «Автомобилист» Горьковского района» (л.д. ).
15.02.2002 года между ОАО «Омскавтотранс» и ТСЖ «Ударный -2» был заключен предварительный договор о купле-продаже 24-х квартирного дома площадью 802,1 кв. м. по ул. Труда в п. Ударный. А 22 мая 2003 года между ОАО «Омскавтотранс» и ТСЖ «Ударный -2» был заключен договор купли - продажи указанного жилого дома, факт передачи недвижимого имущества и технической документации подтверждается актом приема-передачи документов и указанного жилого дома от 22.05.2003 года. (л.д. ).
Как следует из представленных суду документов, ТСЖ «Ударный 2» ликвидирован 17.04.2008 года (л.д. )
Согласно выписок из ЕГРП, все квартиры дома 3 по ул.Труда п. Ударный Горьковского района Омской области имеют собственников (л.д. ), привлеченных к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц.
Способ управления домом 3 по ул. Труда п. Ударный Горьковского района Омской области не выбран, но, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что способ управления многоквартирным домом после принятия судебного решения не выбран по вине Администрации Краснополянского сельского поселения.
МУП «Горьковское» на баланс и обслуживание д. 3 по ул. Труда п. Ударный Горьковского района Омской области не принимало, что подтверждается справками ( л.д. ).
Кроме того, в судебном заседании исследован бюджет Краснополянского СП на 2009 - 2010 г.г. и реестр имущества муниципальной собственности Краснополянского СП (л.д. ).
Исследованные в судебном заседании доказательства, бесспорно, свидетельствуют, что 24-квартиный дом № 3 по ул. Труда в п. Ударный Горьковского района Омской области не находится и никогда не находился в муниципальной собственности сельского поселения.
В силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Часть 1 пункта 4 указанной статьи определяет, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, из анализа приведенных норм права можно сделать вывод, что в компетенцию Краснополянской сельской администрации входит распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Очевидно, что указанные мероприятия могут осуществляться в пределах бюджета СП.
Суд не вправе за истцов формулировать исковые требования, а обязан рассмотреть дело по заявленным истцами основаниям.
Между тем, истцы формулируют требования о возложении обязанности на администрацию сельского поселения монтажа систем тепло-водоснабжения жилого дома, не находящегося и никогда не находившегося в муниципальной собственности, все квартиры которого имеют собственников, т.е. фактически возложения обязанности по выполнению строительных работ по монтажу систем тепло, -водоснабжения в спорном жилом доме.
Ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта федерации не наделяет администрации сельских поселений указанными обязанностями.
Приведенные нормы права к вопросам местного значения (местного самоуправления) относят организацию в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, но такие требования (требования о возложении обязанности организации тепло водоснабжения) в судебном заседании не заявлялись.
Представленные доказательства позволяют сделать вывод, что ответчик не обладает материально-техническими средствами для производства строительных работ, т.е. для производства работ по монтажу систем тепло, - водоснабжения, о чем бесспорно свидетельствует бюджет Краспополянского сельского поселения.
Таким образом, требования истцов о возложении обязанностей на Краснополянскую сельскую администрацию произвести монтаж систем тепло,- водоснабжения основаны на неверном толковании норм права и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске прокурору Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц и Антипиной А.Ф., Марьяновской Г.Н., Лангольф Т.И., Ерониной Л.Д., Дулепиной И.А., Денисовой Н.А., Мининой В.С., Вагиной Г.В., Федоровой Н.С., Великосельской М.М. к Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского МР Омской области о возложении обязанности производства монтажа систем тепло-водоснабжения многоквартирного дома отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд в течение 10 дней.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2010 года