Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации(заочное)
Горьковский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,
при секретаре Моисеенко С.Ю.,
с участием прокурора Глущенко П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское 29 ноября 2010 года дело по заявлению Прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании НПА,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании НПА, а именно решение 40 сессии Совета Горьковского МР Омской области от 03.02.2010 года № 82 «О внесении изменений в решение 38 сессии Совета Горьковского МР «О бюджете муниципального района на 2010 год» которое, по мнению прокурора, противоречит федеральному законодательству, т.е. ст.ст.15,17,51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 31, 70, 86, 161 Бюджетного кодекса РФ.
Прокурор указывает, что решением 40 сессии Совета Горьковского МР от 03.02.2010 года № 82 внесены изменения в решение 38 сессии Совета от 04.12.2009 года № 71 «О бюджете муниципального района на 2010 год».
Пунктом 9 статьи 1 решения приложение № 9 «Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений Горьковского муниципального района на 2010 год» решения Совета Горьковского муниципального района от 04.12.2009 года № 71 изложено в новой редакции.
В соответствии с внесенными изменениями, увеличена доля софинансирования из бюджетов поселений на оплату тепловой энергии для бюджетных учреждений от централизованных источников теплоснабжения.
По мнению прокурора в данной части решение является незаконным по изложенным выше основаниям.
В судебном заседании прокурор заявленное требование поддержал по изложенным основаниям.
Представитель совета Горьковского МР Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представил суду заявление в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации Горьковского МР Омской области Усиков А.В. возражал против отмены НПА, но доводов прокурора не оспаривал.
Суд, выслушав заявителя, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативно правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность бюджетных учреждений должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
В соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения бюджетных учреждений включает, в том числе, оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.
В соответствии с п. 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, финансирование расположенных на территории поселений бюджетных учреждений Горьковского муниципального района, в том числе финансирование расходов по оплате тепловой энергии, должно осуществляться муниципальным районом из бюджета Горьковского муниципального района, или, в случае заключения соглашения, поселениями за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района.
Принятое Советом Горьковского муниципального района решение об увеличении доли софинансирования из бюджетов поселений на оплату тепловой энергии для бюджетных учреждений противоречит требованиям вышеуказанного законодательства и нарушает установленный ст. 31 Бюджетного кодекса РФ принцип самостоятельности бюджетов, в соответствии с которым недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части в случае, если этим актом нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами.
Решение 40 сессии Совет Горьковского муниципального района от 03.02.2010 №82 «О внесении изменений в решение 38 сессии Совета Горьковского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2010 год» в средствах массовой информации не опубликовано.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона 06.10.2003 №131-Ф3 вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Таким образом, принятое представительным органом местного самоуправления муниципального района решение об увеличении расходов бюджетов поселений на отопление учреждений муниципального района прямо нарушает права проживающего на территориях поселений населения, т.к. в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Изменение расходов поселений на отопление учреждений муниципального района в сторону увеличения неизбежно повлечет уменьшение расходов, предназначенных для решения вопросов местного значения поселения.
В материалах дела имеется:
копия решения от 03.02.2010 года № 82 « О внесении изменений в решение 38 сессии Совета Горьковского МР «О бюджете муниципального района на 2010 год», из которого следует, что соответствии с внесенными изменениями, увеличена доля софинансирования из бюджетов поселений на оплату тепловой энергии для бюджетных учреждений от центральных источников теплоснабжения с приложениями ( л.д. ), информационная справка о том, что оспариваемый НПА не публиковался в СМИ и т.п.(л.д. ), протест прокурора на оспариваемый НПА от 02.06.2010 года ( л.д. )
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств, что по протесту прокурора Советом Горьковского МР Омской области приняты меры реагирования.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что принятое представительным органом местного самоуправления муниципального района решение об увеличении расходов бюджетов поселений на отопление учреждений муниципального района прямо нарушает права проживающего на территории поселения населения, т.к. в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Изменение расходов поселений на отопление учреждений муниципального района в сторону увеличения неизбежно повлечет уменьшение расходов, предназначенных для решения вопросов местного значения поселения. Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами права требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 333.36 ч.1 п.19 НК РФ, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать противоречащим федеральному законодательству пункт 9 статьи 1 решения 40 сессии Совета Горьковского муниципального района от 03.02.2010 года № 82 «О внесении изменений в решение 38 сессии Совета Горьковского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2010 год».
Сторона, отсутствующая в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Д. Ашитка
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2010 года.