Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации(заочное)
Горьковский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,
при секретаре Моисеенко С.Ю.,
с участием прокурора Глущенко П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское 29 ноября 2010 года дело по заявлению Прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании НПА,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании НПА, а именно отдельных положений ч.5 ст. 146, ч.1 ст. 149, ч. 2 ст. 155, ч.4 ст. 174 Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского повеления, утвержденных решением Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения», п. 4 решения Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения», которые, по мнению прокурора, противоречит федеральному законодательству, а именно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191- ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» ст. ст. 36, 49, 70.1 Земельного кодекса РФ.
Прокурор указывает, что в ходе проверки на соответствие законодательству Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения, утвержденных решением Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года № 3, установлено, что отдельные их положения противоречат федеральному законодательству и создают препятствия для лиц осуществляющих строительство.
По мнению прокурора, положения Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского повеления, утвержденных решением Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения», п. 4 решения Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения» являются незаконными по изложенным выше основаниям, просит признать их противоречащим федеральному законодательству и отменить НПА.
В судебном заседании прокурор заявленное требование поддержал по изложенным основаниям.
Представитель совета Октябрьского СП Горьковского МР Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель администрации Октябрьского СП Горьковского МР Омской области Мартюшева Т.М. возражала против отмены НПА, но доводов прокурора не оспаривала, поясняя, что действительно в решение Совета Октябрьского СП № 3 от 28.10.2008 года до настоящего времени какие-либо изменения не вносились.
Суд, выслушав заявителя, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативно правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В ч.5 ст. 146 Правил землепользования Октябрьского сельского поселения указано, что договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов при предоставлении, в том числе, земельных участков для целей, связанных с обеспечение деятельности органов государственной власти РФ, Омской области, органов местного самоуправления; для целей реализации муниципальных целевых программ поселения; при создании особо социально значимых объектов в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
Вместе с тем действующее законодательство таких оснований для заключения договоров аренды без соблюдения требований о проведении торгов не предусматривает. Соответственно, приобретение права пользования земельным участком на таких основаниях без проведения торгов свидетельствует о превышении полномочий органа местного самоуправления, что создает основу для коррупционных проявлений со стороны администрации поселения. Следовательно, ч.5 ст. 146 Правил подлежит приведению в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создаем особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
В силу ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; иными обстоятельствами в установленных федеральными законными случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.
В нарушение указанных норм законодательства ч.1 ст. 149 Правил предусматривается возможность резервирования для муниципальных нужд земельных участков, занятых муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых приято решение о ликвидации; земельных участков из резервного фонда поселковых земель; иных земельных участков, в том числе изъятие для муниципальных нужд земельных участков, необходимых для реализации целевых программ, а также других мероприятий. Перечень основания резервирования земель для муниципальных нужд свидетельствует о превышении полномочий органа местного самоуправления, т.к. федеральное законодательство таких оснований для резервирования земельных участков не предусматривает, органом местного самоуправления полномочий по установлению случаев резервирования земельных участков для муниципальных нужд не предоставляет.
Пунктом 4 части 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлено несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, а также установлено, что данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
В нарушение указанного положения законодательства ч.4 ст. 174 Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения, устанавливающая основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не содержит исключения для объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовой сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 года № 370.
В нарушение требований Земельного кодекса РФ ч.2 ст. 155 Правил землепользования сельского поселения установлено, что граждане и юридические лица обязаны предоставлять документы, не предусмотренные перечнем: технический паспорт, банковские реквизиты и учредительные документы юридического лица, информационное письмо о присвоении о присвоении ИНН.
В соответствии с п.п. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, является коррупциогенным фактором.
Решение Совета Октябрьского сельского поселения от 13.11.2008 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки» также не в полной мере соответствует требованиям земельного законодательства.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В нарушение требований Федерального закона решением представительного органа местного самоуправления установлено, что Правила землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения, в том числе положения ст. 174 Правил о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вступает в силу со дня официального опубликования в полном объеме.
Установление дополнительных, непредусмотренных законодательством условий для реализации гражданами и юридическими лицами в области осуществления строительства создают условия для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащими закону полностью или в части в случае, если этим актом нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами.
Правила землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения, утвержденные решением Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения», а также решение Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки октябрьского сельского поселения», а также решение Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения» в средствах массовой информации опубликованы не были, однако эти акты, как содержащие обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение, нарушают права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами.
В материалах дела имеется:
копия решения от 28.10.2008 года № 3 «Об утверждении правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения» с соответствующими приложениями (л.д. ), справка об опубликовании решения Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения» в « Горьковском муниципальном вестнике» № 25 от 28.10.2008 года (л.д. ), протесты прокурора на оспариваемые НПА от 15.04.2010 года и от 28.05.2010 года ( л.д. ), переписка между Октябрьским СП и прокуратурой (л.д. ).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств, что по протестам прокурора Советом Октябрьского СП Горьковского МР Омской области приняты меры реагирования. Более того в судебном заседании представитель администрации октябрьского СП фактически подтвердила тот факт, что до настоящего времени в оспариваемые НПА изменения не внесены.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, о том что оспариваемые нормативно правовые акты противоречат федеральному законодательству и следовательно требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 333.36 ч.1 п.19 НК РФ, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать противоречащим федеральному законодательству (ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 36,49,70.1 Земельного кодекса РФ, ст. 55 Градостроительного кодекса РФ) отдельные положения ч.5 ст. 146,ч.1 ст. 149, ч.2 ст. 155, ч.4 ст. 174 Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения, утвержденных решением Совета Октябрьского сельского поселения от 28.10.2008 года №3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения», п.4 решения Совета Октябрьского сельского апоселения от 28.10.2008 года №3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Октябрьского сельского поселения».
Сторона, отсутствующая в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Д. Ашитка
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2010 года.