Заочное реш-е по гр. делу №2-151/2011 г. от 28.04.2011 г. по иску прокурора в инт неопр. кр. лиц к Адм. Горьковского МР о возл. обяз-ти увед-ть Упр-е Роскомнадзора об осущ-ии обр-ки перс-х данных



Дело № 2-151/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(заочное)

Горьковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,

при секретаре Моисеенко С.Ю.,

с участием прокурора Глущенко П.А.,

рассмотрел в открытом заседании в р.п. Горьковское 28 апреля 2011 года дело по иску Прокурора Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности по осуществлению обработки персональных данных и уведомлении Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности по осуществлению обработки персональных данных и уведомлении Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области.

В обоснование иска прокурор указал, что в марте 2011 года прокуратурой Горьковского района Омской области была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». В ходе проверки было установлено, что администрацией Горьковского муниципального района ведется учет персональных данных. По утверждению истца, при осуществлении данной деятельности, выявлено нарушение положений некоторых статей Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», выразившееся в том, что администрация Горьковского МР Омской области не направило соответствующее уведомление о своём намерении осуществлять обработку персональных данных в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее Управление Роскомнадзора по Омской области).

Изложенные обстоятельства по утверждению истца свидетельствуют о том, что администрация Горьковского МР Омской области при обработке персональных данных надлежащим образом не обеспечивается защита прав и свобод населения муниципального района, включая права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Указанное бездействие ответчика, по мнению истца, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, индивидуализировать которых не представляется возможным.

Истец просит суд возложить обязанность на администрацию Горьковского МР Омской области уведомить Управление Роскомнадзора по Омской области об осуществлении обработки персональных данных населения муниципального района, а также взыскать государственную пошлину.

В судебном заседании прокурор Глущенко П.А. настаивал на удовлетворении заявленного требования по указанным в исковом заявлении основаниям. Обратил внимание суда на то обстоятельство, что до настоящего времени нарушения закона не устранены.

Представитель администрации Горьковского МР Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо представитель Управления Роскомнадзора по Омской области в судебное заседание не явился. Представил суду заявление, из содержания которого следует, что с исковыми требованиями прокурора он согласен. Суду доверяет. Просит рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ) персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование,

распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;

конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;

На основании ч.1 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

В силу ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», не позднее 1 января 2008 года.

В соответствии с п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Статьей 19 ЗК РФ (ч. 1) установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми

федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган местного самоуправления.

Согласно ч. 25 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов. В протоколе, помимо прочего, указываются имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина).

Из положений п.п. 5 ч. 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности, помимо прочего, относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.

Приказом Минрегиона РФ от 02.07.2009 № 251 утверждены формы заявлений о выдаче разрешения на строительство, о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию и о продлении срока действия разрешения на строительство, в которых в обязательном порядке указывается наименование юридического лица - застройщика, ИНН; юридический и почтовый адреса; ФИО руководителя; телефон; банковские реквизиты (наименование банка, р/с, к/с, БИК).

Согласно информации Управления Роскомнадзора по Омской области в прокуратуру Горьковского района Омской области администрация Горьковского МР Омской области не направило уведомление об осуществлении обработки персональных данных в порядке, установленном ст.ст. 22 и 25 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено суду доказательств о соблюдении закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а именно надлежащей обработки персональных данных ответчиком и их направление в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (Роскомнадзор по Омской области).

Таким образом, в результате бездействия администрации Горьковского МР не обеспечивается надлежащим образом защита прав и свобод населения муниципального района при обработке персональных данных, в том числе защита прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Суд считает, что неисполнение закона ответчиком влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что вследствие допущенного нарушения положений приведенных норм права в деятельности ответчика нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, в том числе право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Таким образом, анализ представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в полном объёме.

В требовании о взыскании государственной пошлины следует отказать в связи с тем, что учитывая, что в силу ст. 61.1 БК РФ государственная пошлина по делам, рассмотренным судами общей юрисдикции, мировыми судьями поступает в доход муниципального района, ответчиком по настоящему делу выступает администрация муниципального района, которая финансируется за счет средств муниципального района, суд не взыскивает указанную пошлину с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Возложить обязанность на Администрацию Горьковского муниципального района Омской области устранить выявленное нарушение требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152 - ФЗ «О персональных данных», а именно уведомить Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области об осуществлении обработки персональных данных поселения, признав незаконным бездействие администрации Горьковского МР Омской области по не направлению уведомления об осуществлении персональных данных в Управление Федеральной службы по надзору в сере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (Роскомнадзор по Омской области).

Сторона, отсутствующая в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: