Дело № 2-286/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Почечуева Ю.И., при секретаре Гущанской Н.И., с участием прокурора Пемпусь Ю.С.., рассмотрев в открытом заседании в р.п. Горьковское 20 июня 2011 года дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского района Омской области о возложении обязанности привести сельское кладбище, расположенное на расстоянии 1500 м. юго-восточнее п. Ударный в соответствие с требованиями земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также взыскании государственной пошлины, УСТАНОВИЛ: Прокурор Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского района Омской области о возложении обязанности привести сельское кладбище в соответствие с требованиями земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также взыскании государственной пошлины. В обоснование иска прокурор указал, что на территории указанного выше поселения имеется сельское кладбище, расположенное на расстоянии 1500 м. юго-восточнее п. Ударный. Правоустанавливающих документов на данное кладбище у администрации поселения не имеется, земельный участок под размещение мест погребения не отведен, границы кладбища не определены, положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы на новое место погребения не получено, что, по мнению прокурора, противоречит требованиям ч.1 ст.132, ст.42 и ст. 58 Конституции РФ, п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.1 ст.4, ч.ч. 1,3 и 4 ст.16 и ч.2 ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.п. 2.3, 2.9, 3.1 и 3.2 СанПин 2.1.1279-03 «Санитарные правила и нормы к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Указанное бездействие ответчика, по мнению прокурора, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, индивидуализировать которых не представляется возможным. Истец просит суд возложить обязанность на администрацию СП Горьковского МР Омской области привести указанное кладбище в соответствие с требованиями земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем формирования земельного участка, занятого указанным кладбищем, определения границ кладбища, получения положительного заключения экологической и санитарно - эпидемиологической экспертизы на место погребения, признав бездействие незаконным, а также взыскать государственную пошлину. В судебном заседании прокурор Пемпусь Ю.С. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, по указанным в заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что до настоящего времени нарушения закона не устранены. Представитель администрации Краснополянского СП Горьковского МР в судебное заседание не явился, представив заявление в котором просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, доводов изложенных в заявлении прокурора не оспаривал. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу ст.ст. 42, 58 и ч.1 ст.132 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно п. 22 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные положения закреплены ч.2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ, Из положений ч.1 ст. 4 и ч.1 ст.16 Федерального закона № 8-ФЗ следует, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми предназначенными для осуществления погребения умерших. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст.16 Федерального закона № 8-ФЗ Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно информации Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского МР Омской области, на расстоянии 1500 м. юго-восточнее п. Ударный, расположено сельское кладбище. Право собственности на земельный участок занятый кладбищем не оформлялось. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено суду доказательств о соблюдении требований земельного, градостроительного и санитарно эпидемиологического законодательства в ходе осуществления деятельности связанной с организацией и содержанием мест захоронения на территории сельского поселения. При указанных обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. Согласно ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Из содержания п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского района Омской области, при организации и содержании мест захоронения. Возложить обязанность на Администрацию Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области привести сельское кладбище, расположенное на расстоянии 1500 м. юго-восточнее п. Ударный соответствие с требованиями земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем формирования земельного участка, занятого указанным кладбищем, определения границ кладбища и получения положительного заключения экологической и санитарно - эпидемиологической экспертизы на место погребения. От уплаты государственной пошлины Администрацию Краснополянского сельского поселения Горьковского района Омской области освободить. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд Омской области в течение 10 дней. Судья:
"Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 апреля 2003 года №35 выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов: санитарно-эпидемиологической обстановки; градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории; геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных; почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению; эрозионного потенциала и миграции загрязнений; транспортной доступности. Устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть обоснованность места размещения кладбища с мероприятиями по обеспечению защиты окружающей среды; наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; организацию и благоустройство санитарно-защитной зоны; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 65- 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории. Ввод кладбища в эксплуатацию допускается после ограждения его территории, разбивки на сектора, благоустройства и озеленения, строительства основных дорог, организации отвода и сбора поверхностных вод, окончания строительства сооружений, предусмотренных проектом. Ввод кладбища в эксплуатацию осуществляется в установленном порядке при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.