Решение по гр.делу № 2-352 от 25.08.2011 года по иску прокурора к Администрации Горьковского МР, МДОУ Рощинский ДС о возложении обяз-ти по устранению нарушений требований санит. эпид. законодательстваконецформыначалоформы



Дело № 2-352/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Горьковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,

при секретаре Моисеенко С.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Глущенко П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское 25 августа 2011 года дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Горьковского МР Омской области, МДОУ «Рощинский детский сад» о возложении обязанностей по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

                                                      УСТАНОВИЛ:

Прокуратур обратился с иском об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства к Администрации Горьковского МР Омской области, МДОУ «Рощинский детский сад».

В обоснование иска указал, что прокуратурой Горьковского района Омской области совместно с Территориальным отделом Роспотребнадзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства     в деятельности администрации Горьковского муниципального района Омской области, а также муниципального дошкольного образовательного учреждения «Рощинский детский сад», расположенного по адресу: <адрес>.

МДОУ «Рощинский детский сад» создано в соответствии с действующим законодательством РФ, учредителем детского сада является Администрация Горьковского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию; имущество закреплено собственником за учреждением на праве оперативного управления (п.п. 1.3, 1.5 и 5.16 Устава МДОУ).

По утверждению истца, в нарушение данных требований санитарно-эпидемиологического законодательства в песочницах отсутствуют крышки и песок; отсутствует по периметру полоса зелёных насаждений; теневой навес имеет выбоины в полу; на его крыше частично отсутствует шифер; высота ограждения составляет менее 1,5 м.; площадь навеса 14 метров, что составляет менее 2 метров на 1 ребёнка, поскольку обучающая в детском саду группа детей состоит из 16 человек; отсутствует хозяйственная зона для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий; отсутствуют промаркированные мусорные контейнеры с крышками на площадках твёрдым покрытием; буфетные не оборудованы двухгнёздными моечными ваннами с подводкой горячей воды. Посуда некачественно моется в тазах. На бокалах имеется пена от моющего средства. Не качественно моются кассеты для ложек. Используются тарелки с отбитыми краями; отсутствуют производственные цеха для первичной и вторичной обработки овощей, холодный цех, мясорыбный цех, моечная кухонной посуды. Также отсутствует соответствующее производственным помещениям оборудование, например производственные столы, картофелеочистительная и овощерезальная машины, моечные ванны, раковина для мытья рук, контрольные весы, среднетемпературные и при необходимости низкотемпературные холодильные шкафы, электромясорубка, колода для разруба мяса, раковина для мытья рук; моечные (производственные ванны) на пищеблоке отсутствуют, не обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.

Истец считает, что нарушены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях, установленные соответствующими Сан ПинНами.

Ссылаясь на нормы ст. 15 Конституции РФ, Положения Закона ФЗ №35 «О противодействии терроризму в РФ», «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просит возложить на ответчиков устранить выявленные нарушения, при этом указывая на то, что Рощинский детский сад в соответствии с учредительными документами владеет имуществом на праве оперативного управления, а собственником является Администрация района в лице комитета по образованию.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации Горьковского МР Омской области в судебном заседании иск не признала, но доводов, изложенных в обосновании иска, не оспаривала, обратив внимание суда на то обстоятельство, что в настоящее время выявленные нарушения устраняются администрацией детского сада совместно с администрацией района.

Представитель ответчика МДОУ «Рощинский детский сад» Горьковского района Омской области Заярная А.В. в судебном заседании иск не признала, но доводов не оспаривает, утверждает, что нарушения указанные в заявлении устраняют, но подтвердить это документально, на данный момент, не может.

Представитель т. лица Комитета по образованию Администрации Горьковского МР Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель т.лица ТО Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч.1-2 ст.38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно п.п. 1, 7 ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с ч.1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

При этом ч.7 статьи 51 указанного закона предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Указанной статьей предусмотрено, что к государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее - санитарные правила) относятся нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с ч. 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из содержания ч. 3 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к условиям воспитания и обучения.

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.2660-10 утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от СанПиН 2.4.1.2660-10.

Согласно п.3.13. СанПиН 2.4.1.2660-10 ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствии детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней, кишечных инфекций и других примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических), проводят смену песка.

В соответствии с п.3.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м., а кустарники не ближе 5 м. от здания дошкольной организации.

В силу п.п. 3.9.-3.9.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 для защиты детей от солнца и осадков натерритории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Теневые навесы для детей для детей младенческого и раннего возраста и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м.

Как указано в п.3.14. СанПиН 2.4.1.2660-10 хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд с улицы. На территории хозяйственной зоны должны быть предусмотрены места для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий, иных бытовых принадлежностей.

В п.3.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 закреплено, что в хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м. от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м. во все стороны. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов.

В соответствии с п.п. 9.5., 4.31., 14.13. 14.14. СанПиН 2.4.1.2660-10 подводкой горячей и холодной воды обеспечивают помещения пищеблока, буфетных, туалетов для детей и персонала, постирочных, бассейна, медицинского назначения. Для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. Допускается установка посудомоечной машины. На случай отключения горячего водоснабжения предусматривается установка резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам. Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия. Для персонала следует выделить отдельную посуду и промаркировать. Посуду и столовые приборы моют в 2-гнездных ваннах, установленных в буфетных каждой групповой ячейки. Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках. Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивают горячей проточной водой во второй ванне и просушивают. Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх. Столовую посуду для персонала моют отдельно от детской столовой посуды.

В силу п. 14.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 устройство, оборудование, содержание пищеблока дошкольных организаций должно соответствовать санитарным правилам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Пищеблок должен быть оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений рекомендуется принимать в соответствии с приложением 4 настоящих санитарных правил. Все технологическое и холодильное оборудование должно быть в рабочем состоянии.

Как указано в п.14.5. СанПиН 2.4.1.2660-10 моечные (производственные) ванны на пищеблоке должны быть обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.

Статьёй 39 Закона РФ «Об образовании», статьёй 15 Федерального закона от 2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации го самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего Сводного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного правления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании», материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование мощений в соответствии с государственными и местными нормами и правилами осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.51 указанного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст.29 Закона РФ «Об образовании», ст.26-6 Федерального «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов. государственной власти субъекта Российской Федерации. Указание на обязанность осуществления финансирования содержания и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из о бюджета помимо ст.29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст.31 данного закона.

В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ.

Судом установлено, что на территории и в помещениях МДОУ «Рощинский детский сад» выявлен ряд нарушений действующих СанПинПов, а именно: в песочницах отсутствуют крышки и песок; отсутствует по периметру полоса зелёных насаждений; теневой навес имеет выбоины в полу; на его крыше частично отсутствует шифер; высота ограждения составляет менее 1,5 м.; площадь навеса 14 метров, что составляет менее 2 метров на 1 ребёнка, поскольку обучающая в детском саду группа детей состоит из 16 человек; отсутствует хозяйственная зона для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий; отсутствуют промаркированные мусорные контейнеры с крышками на площадках твёрдым покрытием; буфетные не оборудованы двухгнёздными моечными ваннами с подводкой горячей воды. Посуда некачественно моется в тазах. На бокалах имеется пена от моющего средства. Не качественно моются кассеты для ложек. Используются тарелки с отбитыми краями; отсутствуют производственные цеха для первичной и вторичной обработки овощей, холодный цех, мясорыбный цех, моечная кухонной посуды. Также отсутствует соответствующее производственным помещениям оборудование, например производственные столы, картофелеочистительная и овощерезальная машины, моечные ванны, раковина для мытья рук, контрольные весы, среднетемпературные и при необходимости низкотемпературные холодильные шкафы, электромясорубка, колода для разруба мяса, раковина для мытья рук; моечные (производственные ванны) на пищеблоке отсутствуют, не обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.

Факты указанных нарушений подтверждаются представленными суду информационным письмом ТО Роспотребназора от 17.05.2011г. и объяснениями заведующей МДОУ «Рощинский детский сад» Заярной А.В..

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства ответчиками в суд не представлено доказательств в возражение против исковых требований.

Суд приходит к выводу, что выявленные нарушения СанПиНов, приведенные выше, создают реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников образовательного учреждения, т.е. МДОУ «Рощинский детский сад», которым законом гарантирована охрана и укрепление здоровья.

Учитывая финансовое положения образовательного учреждения и порядок его финансирования, суд считает обоснованными требования истца, заявленные не только к МДОУ «Рощинский детский сад», но и к Администрации Горьковского МР Омской области.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права на лицо основание для удовлетворения требований прокурора Горьковского района Омской области в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, но, учитывая материальное положение ответчиков, порядок зачисления государственной пошлины, суд считает возможным снизить ее размер до 100 рублей.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Возложить обязанность на Администрацию Горьковского МР Омской области и Администрацию МДОУ «Рощинский детский сад» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, признав бездействие Администрации Горьковского МР Омской области и Администрации МДОУ «Рощинский детский сад» незаконными.

Взыскать с МДОУ «Рощинский детский сад» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд в течение 10 дней.

Судья: