Дело № 2-349/11 Р Е Ш Е Н И Е Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д., при секретаре Масольд Н.А., с участием старшего помощника прокурора Глущенко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское 25 августа 2011 года дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горьковского МР Омской области, МОУ «Рощинская СОШ» о возложении обязанностей устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокуратур обратился с иском об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства к Администрации Горьковского МР Омской области, МОУ «Рощинская СОШ». В обоснование иска указал, что прокуратурой Горьковского района Омской области совместно с Территориальным отделом Роспотребнадзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в деятельности администрации Горьковского муниципального района Омской области, а также муниципального образовательного учреждения «Рощинская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>. МОУ «Рощинская СОШ» создано в соответствии с действующим законодательством РФ, учредителем школы является Администрация Горьковского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию; имущество закреплено собственником за учреждением на праве оперативного управления (п.п. 1.1., 1.4. и 6.2. Устава МОУ). По утверждению истца, в нарушение данных требований санитарно-эпидемиологического законодательства в процессе питания обучающихся используются ковш «чай» и кастрюля «2 блюдо» с отбитой эмалью; в производственных цехах первичной и вторичной обработки овощей не оборудованы раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители; в производственном цехе первичной обработки овощей отсутствуют светильники для искусственного освещения; отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность используемых в питании обучающихся растительного масла и сахара; территория школы не огорожена забором; во всех учебных кабинетах МОУ «Рощинская» отсутствуют софиты. Истец считает, что нарушены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательного учреждения, установленные соответствующими Сан ПинНами. Ссылаясь на нормы ст. 15 Конституции РФ, Положения Закона ФЗ №35 «О противодействии терроризму в РФ», «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просит возложить на ответчиков устранить выявленные нарушения, при этом указывая на то, что Рощинская СОШ в соответствии с учредительными документами владеет имуществом на праве оперативного управления, а собственником является Администрация района в лице комитета по образованию. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме по изложенным основаниям. Представитель ответчика Администрации Горьковского МР Омской области в судебном заседании иск не признала, но доводов, изложенных в обосновании иска, не оспаривала, обратив внимание суда на то обстоятельство, что в настоящее время выявленные нарушения устраняются администрацией образовательного учреждения совместно с администрацией района. Представитель ответчика МОУ «Рощинская СОШ» Горьковского района Омской области Железная Г.В. в судебном заседании пояснила, что школой приобретена новая посуда, в производственных цехах подведена горячая и холодная вода, установлены раковины, оборудован овощной и мясной цех столовой, заменены светильники, электропроводка, установлены дополнительный розетки, холодильник установлен на нужное место, устранены нарушения в документах подтверждающих качество продуктов питания. Со слов директора школы, на данный момент отсутствует ограждение территории школы и софиты. Документально подтвердить устранение указанных выше нарушений, Железная не может документально, так как для выполнения данных работ было нанято частное лицо, и никаких актов и документов не было оформлено. Представитель т. лица Комитета по образованию Администрации Горьковского МР Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представитель т.лица ТО Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В силу ч.1-2 ст.38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно п.п. 1, 7 ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии с ч.1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. При этом ч.7 статьи 51 указанного закона предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Указанной статьей предусмотрено, что к государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее - санитарные правила) относятся нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В соответствии с ч. 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Из содержания ч. 3 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к условиям воспитания и обучения. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» СанПиН 2.4.5.2409-08 утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45. Согласно п.4.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь с трещинами и механическими повреждениями. В соответствии с п.п. 3.3., 3.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 во всех производственных цехах устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения. При отсутствии централизованных систем водоснабжения оборудуется внутренний водопровод с водозабором из артезианской скважины, колодцев, коптажей. При отсутствии централизованных канализационных очистных сооружений отведение сточных вод осуществляется в систему локальных очистных сооружений или вывозом стоков на очистные сооружения по согласованию с территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный контроль (надзор) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В силу п.3.7. СанПиН 2.4.5.2409-08 для искусственного освещения применяют светильники во влагопылезащитном исполнении. Светильники не размещают над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. Как указано в п.6.26. СанПиН 2.4.5.2409-08 Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в организации общественного питания образовательных учреждений должен осуществляться при наличии соответствующих документов (например, удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов, документов ветеринарно-санитарной экспертизы, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, сертификата соответствия, декларации о соответствии), подтверждающих их качество и безопасность, а также принадлежность к определенной партии пищевых продуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, а также результаты лабораторных исследований сельскохозяйственной продукции, должна сохраняться в организации общественного питания образовательного учреждения до окончания использования сельскохозяйственной продукции. Не допускается к реализации пищевая продукция, не имеющая маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 № 44. Согласно п.2.2.3. СанПиН 2.4.2.1178-02 территория участка ограждается забором высотой 1,5 м. и вдоль него - зелёными насаждениями. В силу п.2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м. и на 0,6 м. в сторону класса перед доской. Статьёй 39 Закона РФ «Об образовании», статьёй 15 Федерального закона от 2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации го самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего Сводного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного правления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами. В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании», материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование мощений в соответствии с государственными и местными нормами и правилами осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств. Статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.51 указанного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии со ст.29 Закона РФ «Об образовании», ст.26-6 Федерального «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов. государственной власти субъекта Российской Федерации. Указание на обязанность осуществления финансирования содержания и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из о бюджета помимо ст.29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст.31 данного закона. В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ. Судом установлено, что на территории и в помещениях МОУ «Рощинская СОШ» выявлен ряд нарушений действующих СанПинПов, а именно: в процессе питания обучающихся используются ковш «чай» и кастрюля «2 блюдо» с отбитой эмалью, в производственных цехах первичной и вторичной обработки овощей не оборудованы раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители, в производственном цехе первичной обработки овощей отсутствуют светильники для искусственного освещения, отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность используемых в питании обучающихся растительного масла и сахара, территория школы не огорожена забором, во всех учебных кабинетах МОУ «Рощинская» отсутствуют софиты. Факты указанных нарушений подтверждаются представленными суду информационным письмом ТО Роспотребназора от 17.05.2011г. и объяснениями директора МОУ «Рощинская СОШ» Железной Г.В.. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В ходе судебного разбирательства ответчиками в суд не представлено доказательств в возражение против исковых требований. Суд приходит к выводу, что выявленные нарушения СанПиНов, приведенные выше, создают реальную угрозу жизни и здоровью учеников образовательного учреждения, т.е. МОУ «Рощинская СОШ», которым законом гарантирована охрана и укрепление здоровья. Учитывая финансовое положения образовательного учреждения и порядок его финансирования, суд считает обоснованными требования истца, заявленные не только к МОУ «Рощинская СОШ», но и к Администрации Горьковского МР Омской области. Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права на лицо основание для удовлетворения требований прокурора Горьковского района Омской области в полном объеме. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, но, учитывая материальное положение ответчиков, порядок зачисления государственной пошлины, суд считает возможным снизить ее размер до 100 рублей. Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Возложить обязанность на Администрацию Горьковского МР Омской области и Администрацию МОУ «Рощинская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, признав бездействие Администрации Горьковского МР Омской области и Администрации МОУ «Рощинская СОШ» незаконными. Взыскать с МОУ «Рощинская СОШ» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в сумме 100 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд в течение 10 дней. Судья: