Решение по гр.делу № 2-350 от 25.08.2011 года по иску прокурора Горьковского района в интер неопред круга лиц к Администрации Горьковского МР, МОУ «Георгиевского СОШ» о возложении обяз-тей устранить нарушения сан.эпид. законод-ва



     Дело № 2-350/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Горьковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,

при секретаре Масольд Н.А.,

с участием старшего помощника прокурора Глущенко П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское 25 августа 2011 года дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горьковского МР Омской области, МОУ «Георгиевского СОШ» о возложении обязанностей устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратур обратился с иском об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства к Администрации Горьковского МР Омской области, МОУ «Георгиевская СОШ».

В обоснование иска указал, что прокуратурой Горьковского района Омской области совместно с Территориальным отделом Роспотребнадзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства     в деятельности администрации Горьковского муниципального района Омской области, а также муниципального образовательного учреждения «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>.

МОУ «Георгиевская СОШ» создано в соответствии с действующим законодательством РФ, учредителем школы является Администрация Горьковского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию; имущество закреплено собственником за учреждением на праве оперативного управления (п.п. 1.1., 1.4. и 6.2. Устава МОУ).

По утверждению истца, в нарушение данных требований санитарно-эпидемиологического законодательства в процессе питания обучающихся используются стаканы и тарелки с отбитыми краями; используемые на пищеблоке для приготовления пищи разделочныедеревянные доски имеют множественные трещины; отсутствует двухсекционная моечная ванна для мытья кухонной посуды; овощной цех не оборудован водоснабжением и канализацией; не установлена раковина, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители; для уборки цехов, складских и вспомогательных помещений пищеблока не выделен отдельный промаркированный уборочный инвентарь; на пищеблоке отсутствуют металлические сетки с ручками и гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания столовой и чайной посуды; в журнале здоровья отсутствуют сведения об осмотре подсобной рабочей по кухне на гнойничковые заболевания 28 и 29 апреля 2011 года; в журнале бракежа поступления пищевых продуктов и сырья не указывается время поступления продуктов; территория школы частично не огорожена забором; в кабинетах начальных классов (1-3 классы) отсутствуют сафиты; ученики 4 класса не обеспечены рабочими столами в соответствии с ростом. Имеющиеся в кабинете 4 класса мебель только одного размера с цветной маркировкой фиолетового цвета.

Истец считает, что нарушены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательного учреждения, установленные соответствующими Сан ПинНами.

Ссылаясь на нормы ст. 15 Конституции РФ, Положения Закона ФЗ №35 «О противодействии терроризму в РФ», «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просит возложить на ответчиков устранить выявленные нарушения, при этом указывая на то, что Георгиевская СОШ в соответствии с учредительными документами владеет имуществом на праве оперативного управления, а собственником является Администрация района в лице комитета по образованию.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации Горьковского МР Омской области в судебном заседании иск не признала, но доводов, изложенных в обосновании иска, не оспаривала, обратив внимание суда на то обстоятельство, что в настоящее время выявленные нарушения устраняются администрацией образовательного учреждения совместно с администрацией района.

Представитель ответчика МОУ «Георгиевская СОШ» Горьковского района Омской области Ермолова В.Д. в судебном заседании иск не признала, но доводов не оспаривает, утверждает, что нарушения указанные в заявлении устраняют, но подтвердить документально, на данный момент, не может.

Представитель т. лица Комитета по образованию Администрации Горьковского МР Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель т.лица ТО Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч.1-2 ст.38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно п.п. 1, 7 ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с ч.1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

При этом ч.7 статьи 51 указанного закона предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

       Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Указанной статьей предусмотрено, что к государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее - санитарные правила) относятся нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

        В соответствии с ч. 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        Из содержания ч. 3 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к условиям воспитания и обучения.

«Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» СанПиН 2.4.5.2409-08 утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45.

Согласно п.4.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь с трещинами и механическими повреждениями.

В соответствии с п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 мытье кухонной посуды осуществляется в двухсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок.

В соответствии с п.п. 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 во всех производственных цехах устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения.

Как указано в п.5.21. СанПиН 2.4.5.2409-08 для уборки каждой группы помещений (сырьевых цехов, горячего и холодного цехов, неохлаждаемых складских помещений, холодильных камер, вспомогательных помещений, санитарных узлов) выделяют отдельный промаркированный уборочный инвентарь. Инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную (красную) маркировку.

В п. 14.7. СанПиН 2.4.5.2409-08 ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра ежедневно перед началом рабочей смены заносятся в "Журнал здоровья" в соответствии с рекомендуемой формой (форма 3 приложения 10 настоящих санитарных правил).

В соответствии с п.5.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 при мытье столовой посуды ручным способом в трехсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок: механическое удаление остатков пищи; мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны при температуре не ниже 45 °С; мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 45 °С и добавлением моющих средств в количестве в 2 раза меньше, чем в первой секции ванны; ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже65 °С с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой; просушивание посуды на решетках, полках, стеллажах (на ребре).

Согласно п. 14.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с рекомендуемой формой (форма 1 приложения 10 настоящих санитарных правил) с указанием в том числе даты и времени поступления продукции.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 № 44.

Согласно п.2.2.3. СанПиН 2.4.2.1178-02 территория участка ограждается забором высотой 1,5 м. и вдоль него - зелёными насаждениями.

В силу п.2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м. и на 0,6 м. в сторону класса перед доской.

Как закреплено в п.2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Статьёй 39 Закона РФ «Об образовании», статьёй 15 Федерального закона от 2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации го самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего Сводного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

       Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного правления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

        В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании», материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование мощений в соответствии с государственными и местными нормами и правилами осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

       Статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

       Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

       В силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.51 указанного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

        В соответствии со ст.29 Закона РФ «Об образовании», ст.26-6 Федерального «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов. государственной власти субъекта Российской Федерации. Указание на обязанность осуществления финансирования содержания и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из о бюджета помимо ст.29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст.31 данного закона.

        В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов.

      Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ.

Судом установлено, что на территории и в помещениях МОУ «Георгиевская СОШ» выявлен ряд нарушений действующих СанПинПов, а именно: в процессе питания обучающихся используются стаканы и тарелки с отбитыми краями; используемые на пищеблоке для приготовления пищи разделочныедеревянные доски имеют множественные трещины; отсутствует двухсекционная моечная ванна для мытья кухонной посуды; овощной цех не оборудован водоснабжением и канализацией; не установлена раковина, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители; для уборки цехов, складских и вспомогательных помещений пищеблока не выделен отдельный промаркированный уборочный инвентарь; на пищеблоке отсутствуют металлические сетки с ручками и гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания столовой и чайной посуды; в журнале здоровья отсутствуют сведения об осмотре подсобной рабочей по кухне на гнойничковые заболевания 28 и 29 апреля 2011 года; в журнале бракежа поступления пищевых продуктов и сырья не указывается время поступления продуктов; территория школы частично не огорожена забором; в кабинетах начальных классов (1-3 классы) отсутствуют сафиты; ученики 4 класса не обеспечены рабочими столами в соответствии с ростом. Имеющиеся в кабинете 4 класса мебель только одного размера с цветной маркировкой фиолетового цвета.

Факты указанных нарушений подтверждаются представленными суду информационным письмом ТО Роспотребназора от 17.05.2011г. и объяснениями директора МОУ «Георгиевская СОШ» Ермоловой В.Д..

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства ответчиками в суд не представлено доказательств в возражение против исковых требований.

Суд приходит к выводу, что выявленные нарушения СанПиНов, приведенные выше, создают реальную угрозу жизни и здоровью учеников образовательного учреждения, т.е. МОУ «Георгиевская СОШ», которым законом гарантирована охрана и укрепление здоровья.

Учитывая финансовое положения образовательного учреждения и порядок его финансирования, суд считает обоснованными требования истца, заявленные не только к МОУ «Георгиевская СОШ», но и к Администрации Горьковского МР Омской области.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права на лицо основание для удовлетворения требований прокурора Горьковского района Омской области в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, но, учитывая материальное положение ответчиков, порядок зачисления государственной пошлины, суд считает возможным снизить ее размер до 100 рублей.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Возложить обязанность на Администрацию Горьковского МР Омской области и Администрацию МОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, признав бездействие Администрации Горьковского МР Омской области и Администрации МОУ «Георгиевская СОШ» незаконными.

Взыскать с МОУ «Георгиевская СОШ» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд в течение 10 дней.

Судья: