Р Е Ш Е Н И Е р.п. Горьковское 19 октября 2011 года Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Матвеева С.М., при секретаре Сащенко Д.Л., с участием помощника прокурора Горьковского района Гурулева М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Горьковского муниципального района Омской области по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание администрации, расположенное по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское <адрес> и обязании оборудовать вход в здание пандусами с поручнями, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Горьковского района Омской области, в защиту интересов неопредёленного круга лиц обратился в суд с выше указанным иском. В обоснование указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов в деятельности администрации Горьковского муниципального района Омской области установлено, что вход в здание администрации, расположенное по <адрес> р.п. Горьковское Горьковского района Омской области, не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами). Это препятствует свободному доступу инвалидов в здание, что нарушает их права на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать оборудовать вход в здание пандусами с поручнями, в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Представитель истца Гурулев М.О. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил обязать ответчика привести имеющийся на входе в здание пандус, в соответствие со строительными нормами и правилами. Представитель ответчика- Штоль Ю.А. исковые требования признала. Пояснила, что вход в здание администрации оборудован пандусом. Однако на нём отсутствуют ограждения и поручни. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Так, в силу положений статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения и необходимость решения этих вопросов вытекает из требований законодательства Российской Федерации, в том числе из международных договоров Российской Федерации. Как следует из положений государственной программы «Доступная среда», утверждённой постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175, одной из важнейших социально-экономических задач является обеспечение инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии с санитарными нормами и правилами 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73), для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2%.Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (пункт 3.9). Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. (пункт 3.32). Как установлено в судебном заседании, вход в здание администрации Горьковского муниципального района Омской области, расположенное по адресу: Омская область Горьковский район р.п. Горьковское <адрес> имеет лестницу, на которой имеется металлический пандус. При этом, в нарушение действующих строительных норм и правил, на пандусе отсутствуют ограждения и поручнями. Указанное бездействие ответчика нарушает права инвалидов и иных маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации Горьковского муниципального района Омской области по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание администрации, расположенное по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское <адрес>. Обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области привести имеющийся на входе в здание администрации пандус в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд Омской области в течение 10 дней. Председательствующий