(заочное) Горьковского районного суда Омской области в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д., при секретаре Моисеенко С.Ю., с участием прокурора Гурулева М.О. рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское 08 ноября 2011 года дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в защиту интересов Нестеровой Т.С. к Администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, признании незаконным бездействия по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилья, компенсации расходов на оплату электроэнергии, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Горьковского района Омской области, в защиту интересов Нестеровой Т.С. обратился в суд с иском о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, признании незаконным бездействия по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилья, компенсации расходов на оплату электроэнергии к Администрации Горьковского муниципального района Омской области. В обоснование указал, что Нестерова Т.С. с 27.01.1988 года по настоящее время работает <данные изъяты> в МУЗ «Горьковская ЦРБ». До 2009 года ей, как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 1 января 2009 года предоставление льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем образования, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в соответствии с частью 2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года. Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акта Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Федеральный закон №122-ФЗ), осуществлён пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан. Пунктом 50 статьи 35 указанного закона, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находится соответствующие организации здравоохранения. В соответствии с частями 4,5,6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ-органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Действующее законодательство устанавливает не право, а обязанность органов власти муниципального района установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности не ниже уровня льгот, существовавшего до введения Федерального закона №122-ФЗ. Органами местного самоуправления Горьковского муниципального района вопрос о порядке предоставления льгот работникам муниципальных медицинских организаций до настоящего времени не разрешен, что является бездействием. Отсутствие необходимых финансовых средств не может служить основанием для не предоставления предусмотренной законом меры социальной поддержки, поскольку органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств, вправе требовать возмещения за счет бюджета другого уровня. Просит признать незаконным бездействие администрации Горьковского муниципального района по предоставлению Нестеровой Т.С. мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов по оплате отопления и освещения жилья, обязать предоставить указанные меры социальной поддержки. Прокурор Гурулев М.О. в судебном заседании требования поддержал, просил обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки за 2009,2010 годы и 5 месяцев 2011 года, обратив внимание суда, что не смотря на то, что ответчик указывает на безосновательность иска, 9 сессией Горьковского районного Совета депутатов 3 созыва от 18.07.2005 года принято решение о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности на территории Горьковского МР. Просил учесть фактические действия ответчика. Нестерова Т.С. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, на заявленных требованиях настаивала. Представитель ответчика о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представил отзыв на иск из содержания которого следует, что исковые требования она не признает, доводов прокурора не оспаривает, полагал, что РФ установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот. Поэтому, по его мнению, компенсация расходов по оплате отопления медицинским работникам может быть взыскана с РФ за счет средств бюджета РФ. Представитель МУЗ Горьковская ЦРБ о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом в судебное заседание не явилась. О причинах неявки суд не известила. Письменных возражений на иск, а также заявлений и ходатайств об отложении слушания дела в суд не представила. Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Представил возражение на иск из содержания которого следует, что доводов прокурора он не оспаривает, полагает, что иск не подлежит удовлетворению, т.к., федеральный законодатель наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников не обеспечил передачу органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств. Ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Представитель Министерства финансов Омской области ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Направил суду отзыв на исковое заявление, из которого следует, что нормативный акт по предоставлению медицинским работникам льгот по оплате коммунальных услуг за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области отсутствует, объем льгот не определен. У субъекта РФ - Омской области отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки данной категории граждан. С учетом мнения истца в соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в порядке заочного производства. Суд, выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Так, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение в силу пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Частью 2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст.59 ЖК РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года, в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 24.12.2004 года. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акта Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находится соответствующие организации здравоохранения (п.50 ст.35). В силу п.2 ст.153 указанного закона, при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием указанного федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. Кроме того, согласно Определения Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 г. N 383-О-П, установленное пунктом 50 статьи 35 выше приведенного закона правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Как следует из положений ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-I (с последующими изменениями и дополнениями), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Из смысла ч.5 ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Из Устава муниципального учреждения здравоохранения «Горьковская центральная районная больница» следует, что учреждение относится к муниципальной системе здравоохранения. Учредителем является администрация Горьковского муниципального района Омской области. Как установлено в судебном заседании, Нестерова Т.С. работает в должности <данные изъяты> в МУЗ «Горьковская ЦРБ» с 27.01.1988 года, по настоящее время. Проживает в <адрес>. По 31 декабря 2008 года включительно ей, как работнику здравоохранения, проживающей в сельской местности, предоставлялись компенсации по оплате коммунальных услуг по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения. Аналогичные компенсации ей предоставлялись и по состоянию на 31 декабря 2004 года, в соответствии с действовавшими в то время положениями части 2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией МУЗ «Горьковская ЦРБ» и не оспаривались представителем ответчика. Согласно приведенным выше нормам права, решение вопросов социальной поддержки входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В данном случае - администрации Горьковского муниципального района Омской области, поскольку МУЗ «Горьковская ЦРБ» является муниципальной организацией здравоохранения. В связи с этим, следует признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по предоставлению Нестеровой Т.С. мер социальной защиты. Утверждения ответчика об отсутствии в Горьковском МР необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки, суд находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для нарушения прав граждан данной категории. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 17 июня 2004 года №12-П и от 15 мая 2006 года №5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Отсутствие правового акта Горьковского муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки медицинских работников, не может являться основанием для нарушения их прав, а потому эти доводы ответчика также не могут быть приняты судом во внимание, правового значения не имеют, поскольку основаны на неверном толковании закона. Довод представителя Министерства финансов Омской области о пропуске истцом срока исковой давности для защиты нарушенного права, по мнению суда, удовлетворению не подлежит, т.к., основан на неправильном понимании норм материального права. Таким образом, органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня, следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Горьковская ЦРБ» Нестеровой Т.С. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за 2009 и 2010 годы, а также 5 месяцев 2011 года. Признать незаконным бездействие администрации Горьковского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки Нестеровой Т.С. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Сторона, отсутствующая в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Ашитка Е.Д Мотивированное решение изготовлено 09 ноября 2011 года.