Дело № 2-595/11 г. Р Е Ш Е Н И Е (заочное) р.п. Горьковское 22 декабря 2011 года Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Ю.И. Почечуева, при секретаре Моисеенко С.Ю., с участием помощника прокурора Горьковского района Гурулева М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новопокровского сельского поселения Горьковского района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ, путем принятия мер по оснащению наружным освещением ул. Школьная и ул. Ленина, признав бездействие ответчика по не выполнению своих полномочий в указанной выше части незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор Горьковского района Омской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Новопокровского сельского поселения Горьковского района Омской области о возложении обязанности устранить выявленные нарушения действующего законодательства, путем принятия мер по оснащению наружным освещением ул. Школьная и ул. Ленина, признав бездействие ответчика по не выполнению своих полномочий в указанной выше части незаконным. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ, в части содержания улично-дорожной сети органами местного самоуправления, выявлены нарушения требований законодательства о надлежащем содержании улично-дорожной сети на территории Новопокровского сельского поселения Горьковского МР. Так, в с. Новопокровка Горьковского района улицы Школьная и Ленина не имеют наружного освещения, что подтверждается соответствующей справкой, составленной по результатам обследования улично-дорожной сети. Таким образом, по мнению прокурора района, в деятельности Администрации Новопокровского СП Горьковского района по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, в результате не обеспечения освещения по улицам Школьная и Ленина в с. Новопокровка допущены нарушения п.6 ст.3, п.9 ст.5, п.п.1 и 8 ст.6, ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст.ст.1 и 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.5 ч.1 ст.4 и п.3 ч.1 ст.32 Устава Новопокровского СП, раздела III приказа Министерства транспорта РФ № 160 от 12.11.2007 г. «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», в связи с этим напрямую затрагиваются публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения улицы Школьная и Ленина в с. Новопокровка Горьковского района. Прокурор утверждает, что деятельностью Администрации Новопокровского СП Горьковского района, не обеспечивается охрана жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, создает условия для совершения террористических актов. Просит суд возложить на администрацию Новопокровского сельского поселения Горьковского района Омской области обязанность устранить выявленные нарушения действующего законодательства, путем обеспечения освещения дорог по улицам Школьная и Ленина, признав бездействие ответчика по не проведению освещения незаконным. В судебном заседании помощник прокурора Горьковского района Гурулев М.О. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил суд рассмотреть дело в порядке заочного производства. Представитель администрации Новопокровского СП Горьковского МР Киршов В.М. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представитель ОГИБДД полиции МО МВД России «Горьковский» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему: Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы; В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-Ф3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения; Согласно п. 1 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц; Пунктом 8 ст.6. Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; Статьей 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, помимо прочего, отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; Согласно п. 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью, осуществляемой в отношении автомобильных дорог общего и необщего пользования, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», задачами указанного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; Согласно статье 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти; Из содержания п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Перечень работ по содержанию автомобильных дорог должен соответствовать разделу III Приказа Министерства транспорта РФ от 12.11.2007г. №160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них»; На основании статьи 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1090 от 23.10.1993 г, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требовании стандартов, норм и правил. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог; Пункт 5 ч. 1 ст. 4 Устава Новопокровского сельского поселения к вопросам местного значения относит, в том числе, и содержание, строительство автомобильных дорог общего пользования в границах Новопокровского СП, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и областного значения; В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 32 данного Устава к компетенции администрации сельского поселения отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности поселения; Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации; Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности Новопокровского СП Горьковского района Омской области утверждён постановлением главы Лежанского СП от 22.12.2008 года, в этот перечень включены и дороги, расположенные на улицах Школьная и Ленина в с. Новопокровка Горьковского района Омской области. Из содержания справки по результатам обследования автодорог на территории Горьковского района следует, что освещение на улицах Школьная и Ленина в с. Новопокровка на протяжении всего участка дороги отсутствует, что не соответствует требованиям п.3.1.1. ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; В судебном заседании факт нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ в деятельности администрации Новопокровского СП, выразившийся в невыполнении своих полномочий по обеспечению соответствия дорог расположенных на территории сельского поселения, при их содержании установленным, правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам ни кем не оспаривается. Поскольку к моменту рассмотрения дела освещение по улицах Школьная и Ленина в с. Новопокровка не приведено в надлежащее состояние, суд приходит к выводу, что бездействия администрации Новопокровского СП в указанной части нарушают приведённые выше нормы права, а также интересы неопределённого круга лиц, поэтому суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Из содержания п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить исковое заявление прокурора Горьковского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новопокровского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области. Возложить на администрацию Новопокровского сельского поселения Горьковского района Омской области обязанность устранить выявленные нарушения действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, путем обеспечения освещения по улицам Школьная и Ленина в с. Новопокровка Горьковского района Омской области. Бездействие администрации Новопокровского СП Горьковского района Омской области, выразившееся в не обеспечении освещения по улицам Школьная и Ленина с. Новопокровка Горьковского района Омской области признать незаконным. От уплаты государственной пошлины Администрацию Новопокровского сельского поселения Горьковского района Омской области освободить. Сторона, отсутствующая в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Ю.И. Почечуев