Решение от 20.03.2012 года по гражданскому делу № 2-128/12 по иску прокурора Горьковского района в защиту прав и т.д. неопределенного круга лиц к СПК `Станический` о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства ГО и ЧС.



Дело № 2-128/2012 г.                                                                   Р Е Ш Е Н И Е                                                   Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское                                                                                  20 марта 2012 года

              

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Матвеева С.М., при секретаре Кулишовой М.В.,

с участием прокурора Шукенова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к СПК «Станический» о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

                                                              У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Горьковского района Омской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к СПК «Станический» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В обоснование указал, что проведённой прокуратурой Горьковского района Омской области проверкой установлены нарушения СПК «Станический» требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответчиком не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не спланирована её работа. Не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Не спланированы меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций, меры по организации и проведению аварийно-спасательных работ, не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Не разработан план гражданской обороны. Не выполняются обязанности по обеспечению условий использования, хранения и содержания средств индивидуальной защиты. Не осуществляется своевременное накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазы и медицинские средства), не организован порядок содержания (хранения) средств индивидуальной защиты. Просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения.

Прокурор Шукенов М.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика Унанян Д.С. исковые требования признала в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Представитель МЧС Горьковского района Омской области не явился. О месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

          Согласно статье 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

           д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

          В силу пункта 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. №794, на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

          Координационном органом единой системы на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно этими организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций возглавляются соответственно руководителями указанных организаций или их заместителями.

Постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления единой системы могут создаваться экспертные советы. Органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) (пункты 7,8,10 выше приведённого Положения).

           В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

                    В силу положений ст.4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утверждённого приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 года №999, нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.           Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований предусматривается укомплектование их гражданскими противогазами и индивидуальными аптечками (Приложение 2 данного Порядка).

Согласно информации ОНД Горьковского района УНД по Омской области ГУ МЧС России на территории Горьковского района Омской области расположены объекты по предупреждению ГО и ЧС.

Как установлено в судебном заседании к моменту рассмотрения дела в СПК «Станический» перечисленные нарушения требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не устранены.

Ответчиком, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что бездействие СПК «Станический» в части не обеспечения вышеуказанных требований законодательства создаёт опасность для жизни и здоровья людей, работающих в обществе.

          Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами права исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

          Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга удовлетворить в полном объеме.

Возложить на СПК «Станический» обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, путем выполнения следующих действий:

-создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-разработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-разработать и согласовать план гражданской обороны;

Произвести накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазов и медицинских средств);

-организовать порядок содержания (хранения) средств индивидуальной защиты.

Взыскать с СПК «Станический» государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд Омской области в течение одного месяца.

Председательствующий: