Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (Заочное) Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д., при секретаре Кулишовой М.В., с участием прокурора Гурулева М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горьковского МР Омской области и МКОУ «Краснополянская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму, УСТАНОВИЛ: Прокурор Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму к администрации Горьковского МР Омской области и МКОУ «Краснополянская СОШ» указывая, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно с отделением надзорной деятельности Горьковского района УНД ГУ МЧС России по Омской области проведена проверка соблюдения законодательства о несовершеннолетних в части соблюдения требований к условиям воспитания и обучения, а также законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКОУ «Краснополянская СОШ». В результате данной проверки было установлено, что администрацией Горьковского МР Омской области и МКОУ «Краснополянская СОШ» нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму, а именно, территория муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Краснополянская СОШ» расположенная по адресу Омская область Горьковский район с. Красная Поляна, ул. Ленина, 10 частично не огорожена забором, что создает угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в МКОУ «Краснополянская СОШ», в том числе несовершеннолетних обучающихся, а также и предусматривает создание условий, способствующих совершению террористических актов на территории школы. Прокурор просит обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области, МКОУ «Краснополянская СОШ» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму, признав бездействие администрации Горьковского МР Омской области, МКОУ «Краснополянская СОШ» незаконными и противоречащими требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке заочного производства. Ответчик - представитель Администрации Горьковского МР Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменных возражений на иск не представил. Ответчик МКОУ «Краснополянская СОШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражений на иск не представил. З лицо Комитет по образованию Администрации Горьковского МР в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражение на иск не представил. З лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Горьковского МР в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражение на иск не представил. З. лицо Территориальный отдел Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражений на иск не представил. С учетом мнения истца гражданское дело в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ подлежит рассмотрению в порядке заочного производства. Суд, выслушав истца, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В ч.1-2 ст.38 Конституции РФ закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Часть 2 статьи 41 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В силу требований части 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии с ч. 1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. При этом ч. 7 статьи 51 предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом указанной статьей предусмотрено, что к государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее - санитарные правила) относятся нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В соответствии с ч. 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Из содержания ч. 3 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к условиям воспитания и обучения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее по тексту -СанПиН 2.4.2.2821-10). Согласно п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 территория образовательного учреждения должна быть огорожена забором и озеленена. Статьёй 39 Закона РФ «Об образовании», статьёй 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами. В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и правилами осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств. Статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии со ст.29 Закона РФ «Об образовании», ст.26-6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст.29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст.31 данного закона. В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В ходе судебного разбирательства ответчиками в суд не представлено доказательств в возражение против исковых требований. Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права налицо основания для удовлетворения заявленного иска. В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина. Поскольку истцом по настоящему делу подан иск в интересах неопределенного круга физических лиц, который невозможно индивидуализировать, что характеризует заявленные требования как неимущественные, суд приходит к выводу, что размер государственной пошлины должен быть определен в порядке предусмотренном п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, которую суд считает возможным уменьшить до 50 рублей с каждого ответчика. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму. Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Краснополянская СОШ» оградить здание школы забором и озеленить территорию в соответствии с СанПином 2.4.2.2821-10. Признать незаконным бездействие администрации Горьковского муниципального района Омской области, муниципального казенного образовательного учреждения «Краснополянская СОШ» выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму. Взыскать с Администрации Горьковского МР Омской области госпошлину в госдоход в сумме 50 рублей. Взыскать с МКОУ «Краснополянская СОШ» госпошлину в госдоход в сумме 50 рублей. Сторона, отсутствующая в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано в течение 15 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: