Решение по иску Прокурора Горьковского района Омской области в интересах н к Администрации Горьковского МР Омской области и МКОУ `Краснополянская средняя общеобразовательная школа` о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности



                             Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(Заочное)

Горьковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,

при секретаре Кулишовой М.В.,

с участием прокурора Гурулева М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горьковского МР Омской области и МКОУ «Краснополянская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности к администрации Горьковского МР Омской области и МКОУ «Краснополянская СОШ» указывая, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно с отделением надзорной деятельности Горьковского района УНД ГУ МЧС России по Омской области проведена проверка соблюдения законодательства о несовершеннолетних в части соблюдения требований пожарной безопасности, а также законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКОУ «Краснополянская СОШ». В результате данной проверки было установлено, что администрацией Горьковского МР Омской области и МКОУ «Краснополянская СОШ» нарушаются требования законодательства о пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму, а именно, частично не функционирует автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что создает угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в МКОУ «Краснополянская СОШ», расположенной по адресу: Омская область Горьковский район с. Красная Поляна, ул. Ленина, 10, в том числе несовершеннолетних обучающихся, а также предусматривает создание условий, способствующих совершению террористических актов на территории школы.

Прокурор просит обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области, МКОУ «Краснополянская СОШ» устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму, признав бездействие администрации Горьковского МР Омской области, МКОУ «Краснополянская СОШ» незаконными и противоречащими требованиям о противопожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Ответчик - представитель Администрации Горьковского МР Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменных возражений на иск не представил.

Ответчик МКОУ «Краснополянская СОШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражений на иск не представил.

З лицо Комитет по образованию Администрации Горьковского МР в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражение на иск не представил.

З лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Горьковского МР в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражение на иск не представил.

З. лицо Территориальный отдел Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражений на иск не представил.

С учетом мнения истца гражданское дело в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ подлежит рассмотрению в порядке заочного производства.

Суд, выслушав истца, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В ч.1-2 ст.38 Конституции РФ закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Часть 2 статьи 41 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно ст. 43 Конституции РФ государство гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности есть невыполнение5 или ненадлежащие выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу требований части 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с ч. 1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

При этом ч. 7 статьи 51 предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно п. 98 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.

Статьёй 39 Закона РФ «Об образовании», статьёй 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и правилами осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст.29 Закона РФ «Об образовании», ст.26-6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст.29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст.31 данного закона.

В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства ответчиками в суд не представлено доказательств в возражение против исковых требований.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права налицо основания для удовлетворения заявленного иска.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина. Поскольку истцом по настоящему делу подан иск в интересах неопределенного круга физических лиц, который невозможно индивидуализировать, что характеризует заявленные требования как неимущественные, суд приходит к выводу, что размер государственной пошлины должен быть определен в порядке, предусмотренном п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, которую суд считает возможным уменьшить до 50 рублей с каждого ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области принять меры по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Краснополянская СОШ» привести в исправное состояние автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с ППБ 01-03.

Признать незаконным бездействие администрации Горьковского муниципального района Омской области, муниципального казенного образовательного учреждения «Краснополянская СОШ» выразившееся в нарушении законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму.

Взыскать с Администрации Горьковского МР Омской области госпошлину в госдоход в сумме 50 рублей.

Взыскать с МКОУ «Краснополянская СОШ» госпошлину в госдоход в сумме 50 рублей.

Сторона, отсутствующая в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано в течение 15 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

           Председательствующий:

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ