Решение по иску Разувановой Т.М. к Администрации Горьковского муниципального района Омской области, Министерству труда и социального развития Омской облатсти о восстановлении нарушенного права



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Горьковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,

при секретаре Кулешовой М. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское ДД.ММ.ГГГГ дело по иску ФИО5 к Администрации Горьковского муниципального района Омской области и Администрации, Министерству труда и социального развития Омской области о восстановлении нарушенного права,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенного права, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой Военного комиссариата Омской области за от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о браке.

Её супруг - ФИО1- умер ДД.ММ.ГГГГ Истец утверждает, что вместе с мужем, а также после его смерти она проживала по адресу: <адрес>. Дом по указанному адресу был ветхий, в нем стало невозможно проживать. Это подтверждается заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

В дальнейшем истцом был заключен договор безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ на комнату размером 13.3 кв.м. с ФИО4, а истец фактически проживала не только у ФИО4, но и у других детей по очереди.

Зарегистрировалась по адресу дочери ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, так как в ФИО7 муниципального района <адрес> ей рекомендовали прописаться у родственников и составить договор безвозмездного найма жилого помещения и выдали бланки этих договоров.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.                                                                                                                             ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к руководителю Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Горьковскому району с заявлением о том, что на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714, на основании Федерального Закона « О ветеранах», Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 г. № 99-п она имеет право на предоставление ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.

Постановлением Главы Администрации Краснополянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на очередь для получения жилья как вдова ветерана ВОВ. Истец утверждает, что, собрав все необходимые документы для включения ее в списки на предоставление свидетельства на получение выплаты для приобретения жилья, она предоставила их в Администрацию Горьковского муниципального района. Однако, Администрацией Горьковского муниципального органа ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении в списки на предоставление свидетельства на получение выплаты для приобретения жилья. Из письма, полученного из администрации следует, что истец обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Истец считает отказ необоснованным по следующим основаниям.

На основании ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», ветераны Великой Отечественной войны в качестве мер социальной поддержки имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 9 января 2010 г.) постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». В целях реализации федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.В силу п. 1 Порядка, он определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области: нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» (п. 2 Положения) Кроме того, согласно п. 9 Порядка, основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются: представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком; представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений. Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруда Омской области. Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В силу требований ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-03 «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, основанием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

По утверждению истца, она фактически более 10 лет проживала в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, это доказывается заключением межведомственной комиссии, которая признала, что дом находится в аварийном состоянии. В квартире дочери семьи ФИО4 по адресу:<адрес>, она была вынуждена зарегистрироваться, так как в аАдминистрации Горьковского района Омской области дали бланки договора безвозмездного найма жилого и пояснили, что для решения вопроса о включении в списки на получение выплаты для приобретения жилья следует поступить именно таким образом. Истец считает, что у нее жилого помещения,соответствующего требованиям, установленным для жилых помещений, нет и членом семьи ФИО4 она не является. Просит признать решение Администрации Горьковского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО5 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным, признать ФИО5 нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать Постановление Главы Администрации Краснополянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО5 нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятие на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемом по договорам социального найма, правомерным, обязать Администрацию Горьковского муниципального района Омской области включить ФИО5 в списки на предоставление свидетельства на получение выплаты для приобретения (строительства) жилья.

В судебном заседании ФИО5, ее представители ФИО12 и ФИО4 исковые требования поддержали по изложенным основаниям, обратив внимание суда на следующее. По их мнению, очевидно, что проживание гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в силу преклонного возраста и обусловленного возрастом состояния здоровья, истец нуждается в постоянном уходе со стороны близких и поэтому ФИО17 фактически проживает у своих детей, и в частности, в семье ФИО4.

Представители подчеркнули, что именно по указанию работников Администрации Горьковского МР Омской области был заключен договор безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ на комнату размером 13.3 кв.м. с ФИО4, а истец фактически проживала не только у ФИО4, но и у других детей по очереди с учетом возможностей последних обеспечить уход за матерью.

          Представитель Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского района Омской области ФИО13 иск не признала, выразив мнение, что является ненадлежащим ответчиком, т.к. Администрацией Краснополянского СП Горьковского района <адрес> <адрес> ФИО7 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан непригодным для проживания. ФИО5 жилья не имеет, не является членом семьи ФИО4, у которой проживает по договору и поэтому ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Красполянского СП Горьковского района Омской области она поставлена на очередь для улучшения жилищных условий. Администрацией Краснополянского СП Горьковского района права истца не нарушались.

           Представитель Администрации Горьковского МР Омской области ФИО14 иск не признала, пояснив, что позиция Администрации Горьковского МР Омской области изложена в письме, направленном ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ.Пояснила, что она не оспаривает нормы ФЗ « О ветеранах» и положения Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, но полагает, что, исходя из норм ЖК РФ, отсутствуют правовые основания для постановки ФИО5 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку истец обеспечена жилой площадью более установленной нормы в квартире ее дочери, где она и проживает. Следовательно, считает ответчик, Администрация Горьковского МР Омской области не усматривает оснований для включения ФИО17 в списки на предоставление свидетельства на получение выплаты для приобретения ( строительства ) жилья.

         Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства. Суду представлены письменные возражения на иск, в которых представитель выразил мнение о том, что исковые требования ФИО17 необоснованны и удовлетворению не подлежат, т.к.,     исходя из норм ЖК РФ, отсутствуют правовые основания для постановки ФИО5 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку истец обеспечена жилой площадью более установленной нормы в квартире ее дочери, где она проживает в настоящее время. Кроме того, считает ответчик, отсутствует заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения, в котором ранее проживала истец, непригодным для проживания.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с изменениями от 27.07.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ, участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категорий граждан: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы Участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что истец ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника ВОВ, ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что никем не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась в Администрацию Краснополянского СП Горьковского района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

На основании Постановления Администрации Краснополянского СП Горьковского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признана нуждающийся в улучшении жилищных условий, принята на указанный учет и поставлена на очередь

( л.д.         ).

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО5 проживала в жилом <адрес>, 1956 года постройки. Постановлением Главы Горьковского МР Омской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение признано непригодным для проживания (л.д.     ) Соответственно, имеется заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии о признании жилого помещения <адрес> непригодным для проживания ( л.д. ).

На данное жилое помещение право собственности ФИО5 не зарегистрировано (л.д.35).

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО15 пояснила, что давно знает семью ФИО17. По утверждению свидетеля, ФИО5 большую часть жизни прожила в <адрес>, дом старый, от времени он разрушился. После смерти супруга ФИО5 в силу преклонного возраста, состояния здоровья вынуждена проживать с детьми, которые осуществляют за ней уход, поскольку проживание в разрушенном доме, по мнению свидетеля, невозможно Ранее ФИО17 проживала с сыном, а в настоящее время проживает с дочерью.

Аналогичные приведенным выше показаниям даны показания свидетелем ФИО16

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО5 является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, исходя из следующего.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесённым к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и даёт заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Следует отметить, что, согласно пункту 12 указанного Положения, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (указанное положение содержится и в разъяснениях Министерства регионального развития РФ от 19.01.2010 года № 809-СК/07).

Пунктом 5 указанного Положения жилым признается помещение: жилой дом-индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8).

Таким образом, решение вопроса о признании частных жилых домов пригодными (непригодными) для проживания граждан относится к компетенции органа местного самоуправлении, данное полномочие делегировано межведомственной комиссии.

При этом, как уже установлено судом, жилое помещение, в котором проживала истец в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, и она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В связи с этим, довод представителя Министерства труда об отсутствии заключения Межведомственной комиссии о признании помещения, занимаемого истцом, непригодным для проживания суд находит необоснованным.

Доводы ответчика о том, что истец является членом семьи дочери, у которой она проживает в соответствии с договором безвозмездного пользования жилым помещением в <адрес>, и соответственно, обеспечена жилой площадью более учетной нормы, по мнению суда, основаны на неверном толковании закона, поскольку анализ представленных доказательств свидетельствует, что истец не имеет жилого помещения.

В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Таким образом, суд считает, что ФИО17 имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».

Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём осуществляется без учёта их имущественного положения.

Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

При этом Федеральным законом «О ветеранах» в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественной войны и члены семей умерших участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Тот факт, что истец являлась членом семьи умершего участника ВОВ в судебном заседании никем не оспаривается

При таких обстоятельствах, в соответствии с приведенными выше нормами права, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5 удовлетворить.

Признать необоснованным отказ Администрации Горьковского МР Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, включить ФИО5 в списки на предоставление свидетельства на получение выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Признать обоснованным (правомерным) Постановление Администрации Краснополянского СП Горьковского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым ФИО5 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Горьковского МР Омской области включить ФИО5 в списки на предоставление свидетельства на получение выплаты для приобретения (строительство) жилья.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Горьковский районный суд Омской области в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

       Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.