дело № 2-110/11
Р Е Ш Е Н И Е
(заочное)
Именем Российской Федерации
Горьковский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,
при секретаре Моисеенко С.Ю.,
с участием прокурора Зайцева Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2011 г. в р.п. Горьковское Омской области дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского сельского поселения Горьковского района Омской области о возложении обязанности по содержанию автомобильных дорог общего пользования и проведению работ по их расчистке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района.
В иске указано, что при проведении проверки прокуратурой Горьковского района Омской области совместно с ОГИБДД ОВД по Горьковскому району выявлены факты бездействия администрации Алексеевского поселения в части содержания улично-дорожной сети.
При обследовании дорог находящихся на балансе администрации Алексеевского СП Горьковского МР Омской области в п. Алексеевкий выявлено, что по ул. Дачная, ул. Молодежная, ул. Юбилейная, ул. Новая, ул. Трудовая в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» имеется снежный накат, сужение проезжей части, обочины дорог не расчищены от снега.
Указанные нарушения подтверждаются актом, составленным по результатам проведенного обследования.
По мнению истца, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными правилами, стандартами, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Поддержание дорожного покрытия автомобильной дороги предназначено, в том числе, и для обеспечения безопасности участников движения - как водителей, так и пешеходов.
Пунктом 3 части 1 статьи 32 Устава Алексеевского сельского поселения к компетенции администрации сельского поселения отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности поселения.
Прокурор утверждает, что указанные нарушения в деятельности администрации Алексеевского поселения по содержанию автомобильных дорог общего пользования поселения не обеспечивают охрану жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
По мнению прокурора, указанные факты в деятельности администрации Алексеевского сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения указанные улицы общего пользования в п. Алексеевский.
Прокурор просит признать бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области по невыполнению своих полномочий, предусмотренных п.5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» незаконным.
Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области устранить нарушения путем уборки снежного наката и расширения проезжей части ул. Дачная, ул. Молодежная, ул. Юбилейная, ул. Новая, ул. Трудовая в п. Алексеевский и расчистки обочины дорог от снега.
В судебном заседании прокурор Горьковского района Зайцев Д.Ю. доводы и требования иска поддержал по изложенным основаниям и настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика - администрации Алексеевского СП Горьковского МР в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменных возражений на иск не представил, просил рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ОГИБДД ОВД по Горьковскому МР Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего местного значения поселения может утверждаться органом самоуправления поселения.
Согласно п. 1 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Пунктом 8 указанной статьи к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных авто дорог.
В судебном заседании исследованы акт контрольной проверки содержания уличной дорожной сети от 07.02.2011 года. Фототаблица к нему.
Указанный перечень безусловно свидетельствует о том, что спорные автомобильные дороги находятся в границах Алексеевского сельского поселения и соответственно находятся на балансе администрации Алексеевского СП.
Указанный факт в судебном заседании ни кем не оспаривается.
Статьей 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, помимо прочего, отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью, осуществляемой в отношении автомобильных дорог общего и не общего пользования, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно статье 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пункт 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использованияавтомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава Алексеевского сельского поселения.
В соответствии с разделом IV Приказа Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 года №160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят:
1) уход за постоянными снегозащитными сооружениями:
2) устройство снегомерных постов, необходимых для изучения работы
автомобильных дорог и дорожных сооружений в зимних условиях:
3) заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление
временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.),
сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега
на придорожной полосе и их периодическое обновление;
10) круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки
снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка;
11) устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних
автомобильных дорог (автозимников);
16) проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных
отложений;
17) устройство, поддержание в чистоте и порядке ледовых переправ.
Помимо указанного, на основании статьи 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993 года должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требовании стандартов, норм и правил.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Следовательно, поддержание дорожного покрытия автомобильной дороги предназначено, в том числе, и для обеспечения безопасности участников дорожного движения - как водителей, так и пешеходов.
Указанные выше нарушения в деятельности администрации Алексеевского поселения по содержанию автомобильных дорог общего пользования поселения не обеспечивают охрану жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Указанные факты в деятельности администрации Алексеевского сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения указанные улицы общего пользования в п. Алексеевский.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлены факты ненадлежащего содержания дорог в границах Алексеевского СП Горьковского МР Омской области, иск прокурора Горьковского района, в соответствии с приведенными нормами права, подлежит удовлетворению.
В требовании о взыскании государственной пошлины следует отказать в связи с тем, что учитывая, что в силу ст. 61.1 БК РФ государственная пошлина по делам, рассмотренным судами общей юрисдикции, мировыми судьями поступает в доход муниципального района, ответчиком по настоящему делу выступает сельская администрация муниципального района, которая финансируется за счет средств муниципального района, суд не взыскивает указанную пошлину с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области к администрации Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области по невыполнению своих полномочий, предусмотренных п.5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» незаконным.
Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области устранить нарушения путем уборки снежного наката и расширения проезжей части ул. Дачная, ул. Молодежная, ул. Юбилейная, ул. Новая, ул. Трудовая в п. Алексеевский и расчистки обочины дорог от снега с учетом метеоусловий.
Сторона, отсутствующая в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2011 года.