Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Красногорский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Самусь И.И. при секретаре ФИО3 с участием заявителя - заместителя прокурора <адрес> ФИО4 ответчика - Уношевской сельской администрации МО «Уношевское сельское поселение» Гордеевского муниципального района <адрес>, в лице главы поселения ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ, о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с исковым заявлением о понуждении к совершению действий, а именно обязать Уношевскую сельскую администрацию МО «Уношевское сельское поселение» <адрес>) проводить антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов Уношевской сельской администрации МО «Уношевское сельское поселение» подлежащих принятию, с составлением заключений, а так же обязать Уношевскую сельскую администрацию МО «Уношевское сельское поселение» <адрес> проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов при мониторинге их применения и определить должностное лицо или орган, на которые возложены функции по проведению антикоррупционной экспертизы при мониторинге нормативных правовых актов. В судебном заседании, заместитель прокурора <адрес> поддержал заявленное требование и пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Уношевской сельской администрации МО «Уношевское сельское поселение» <адрес>. В нарушение требований законодательства антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Уношевской сельской администрацией МО «Уношевское сельское поселение» <адрес> в перио<адрес>. - истекший перио<адрес>. не проводилась, что нарушает интересы государства и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Уношевского сельского поселения, на защиту от проявлений коррупции. Кроме того, Уношевской сельской администрацией МО «Уношевское сельское поселение» в перио<адрес>. - истекший перио<адрес>. не проводилась антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов при мониторинге их применения, не определено должностное лицо или орган, на которые возложены функции по проведению антикоррупционной экспертизы при мониторинге нормативных правовых актов. <адрес> в адрес главы Уношевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в части определения лица, ответственного за проведение антикоррупционной экспертизы и фактического проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов сельской администрации. В данном представлении указывалось, что в нарушение положений ст. 2, 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Уношевского сельского поселения, и их проектов в перио<адрес> года не проводилась. При этом проверкой было установлено, что органами местного самоуправления Уношевского сельского поселения до настоящего времени не утвержден Порядок антикоррупционного исследования нормативно-правовых актов и их проектов. Указанные нарушения свидетельствуют о том, что принятие нормативно-правовых актов Уношевской сельской администрацией, затрагивающих права и свободы неопределенного круга лиц (регламентирующие вопросы определения величины среднедушевого дохода семьи при постановке на жилищный учет, определение порядка сбора твердых бытовых отходов, определение порядка предоставления жилья сиротам и т.д.) при содержании в них коррупционных моментов может создать предпосылки для нарушения прав неопределенного круга лиц, и привести к нарушению прав граждан в части необоснованных отказов в постановке на жилищный учет, нарушению прав предпринимателей при определении мест мелкорозничной торговли, ограничению прав льготных категорий граждан при выделении жилых помещений во внеочередном порядке и т.д. Представитель Уношевской сельской администрации МО «Уношевское сельское поселение» глава поселение ФИО5 исковые требования прокурора <адрес> признала полностью и пояснила, что Уношевской сельской администрацией не разработаны и не приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения ведомственной антикоррупционной экспертизы, в виду отсутствия компетентных должностных лиц. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает, исковое заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Согласно ст. 3 названного Федерального закона, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. В качестве одной из мер профилактики коррупции в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) про водится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона № 172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона. Частью 5 ст. 4 названного Федерального закона предусмотрено, что заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. При этом обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов закреплена в ст. 2 названного Федерального закона № 172-ФЗ в качестве одного из основных принципов. В части 2 ст. 3 названного Федерального закона № 172-ФЗ содержится перечень категорий нормативных правовых актов, в отношение которых антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов проводит прокуратура. Положения данной статьи не распространяются на органы местного самоуправления. Из положений названного федерального законодательства следует, что органы местного самоуправления обязаны проводить антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, подлежащих принятию, в качестве меры профилактики коррупции с составлением заключений. В соответствии с подпунктами «а» и «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Согласно ст. 1 Федерального закона № 172-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Таким образом, явление коррупции в обществе нарушает интересы общества и государства, тогда как антикоррупционная экспертиза направлена на устранение условий для проявления коррупции. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянная и персонально изменчива, поэтому исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ, о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Обязать Уношевскую сельскую администрацию МО «Уношевское сельское поселение» <адрес>) проводить антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов Уношевской сельской администрации МО «Уношевское сельское поселение» подлежащих принятию, с составлением заключений. Обязать Уношевскую сельскую администрацию МО «Уношевское сельское поселение» <адрес> проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов при мониторинге их применения и определить должностное лицо или орган, на которые возложены функции по проведению антикоррупционной экспертизы при мониторинге нормативных правовых актов. На данное решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Брянский областной суд через Красногорский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Самусь И.И.