К делу № 2-257/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Горячий Ключ 17 февраля 2011 года Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего Гришичкина В.Н. при секретаре Мельниковой Н.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации МО г.Горячий Ключ Краснодарского края по реализации мероприятий предусмотренных приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации МО г.Горячий Ключ Краснодарского края по реализации мероприятий предусмотренных приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В обоснование заявления указано, что прокуратурой г. Горячий Ключ проведены проверки соблюдения законодательства по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Установлено, что в нарушение требований Порядка установления и утраты молодой семьей статуса участника Подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье», утвержденного Постановлением главы администрации КК от 30.11.2005г. № 1135, в результате обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи свыше учетной нормы, установленной постановлением главы МО г. Горячий Ключ от 20.10.2005г. № 4341 (9кв. м), 15 молодых семей не имели права на участие в Подпрограмме «Молодой семье – доступное жилье», необоснованно получили субсидии в сумме 3457,6 тыс. рублей, в том числе из средств краевого бюджета в сумме 1918,1 тыс. рублей 8 молодых семей: Ахтямовы - в сумме 130,0 тыс. рублей, Малюгины - 247,8 тыс. рублей, Вазенмиллер – 229,8 тыс. рублей, Ефимовы – 160,0 тыс. рублей, Коноваловы – 201,6 тыс. рублей, Калиниченко 270,0 тыс. рублей, Мажневских – 495,9 тыс. рублей, Чеботковы – 183,0 тыс. рублей, и из средств бюджета МО в сумме 1539,5 тыс. рублей 7 молодых семей Симоновы в сумме 183,0 тыс. рублей, Пономаревы – 180,0 тыс. рублей, Коробицыны – 183,0 тыс. рублей, Кныш – 247,8 тыс. рублей, Ламтевы – 229,8 тыс. рублей, Надточаевы – 247,8 тыс. рублей, Фрейн – 268,1 тыс. рублей. При этом, семьям Фрейн и Ефимовых администрацией МО необоснованно перечислены указанные суммы субсидий, так как жилье ими приобретено у близких родственников в нарушение требований п.1.10 Положения, утвержденного Постановлением главы администрации КК от 18.10.2004г. № 1022. Семье Вазенмиллер субсидия предоставлена необоснованно, поскольку в данном случае допущено нарушение требований п.п.2 п.6 Постановления № 885, а именно, проверкой установлено, что Вазенмиллер намеренно ухудшил свои жилищные условия. Семье Краснокуцких необоснованно предоставлена субсидия за счет средств муниципального бюджета в сумме 247,8 тыс. рублей, так как один из супругов не имел постоянной регистрации по месту жительства на территории Краснодарского края, а в соответствии с требованиями п.4. ст. 5 Закона Краснодарского края от 15.07.2005г. № 885-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» документом, подтверждающим место жительства гражданина, является паспорт гражданина Российской Федерации (иной документ, удостоверяющий личность гражданина) с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства на территории данного муниципального образования или вступившее в силу решение суда об установлении факта проживания гражданина и членов его семьи по соответствующему адресу. В соответствии с п.3 Постановления главы администрации Краснодарского края от 30.11.2005г. № 1135 «Об утверждении порядка установления и утраты статуса участника подпрограммы «Молодой семье – Доступное жилье» краевой целевой программы «Жилище» на 2005-2010 годы» в рамках Подпрограммы молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что супруги или один из супругов не достигли возраста 30 лет, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли возраста 30 лет (далее - молодая семья). Оба супруга (мать или отец в случае, если семья неполная) должны иметь постоянную регистрацию по месту жительства на территории Краснодарского края. Семья Терешкевич в 2004 году необоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и им не обоснованно предоставлена субсидия из средств муниципального бюджета в сумме 183,0 тыс. рублей, так как срок их проживания в городе краевого подчинения и курортной местности составлял менее 5 лет, таким образом, в данном случае нарушены требования п.7 гл.2 Решения исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 26.12.1984г. № 734 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений», которым установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие в городах краевого подчинения и курортных местностях не менее последних 5 лет; в городах районного подчинения и районных центрах не менее последних 3 лет. Кроме того, семье Терешкевич субсидия предоставлена необоснованно, поскольку в данном случае нарушены еще и требования п.1.2 Положения, утвержденного Постановлением главы администрации КК от 18.10.2004г. № 1022 «Об утверждении положения о порядке предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на предоставление социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка на погашение части кредита (займа), привлеченного для приобретения жилья» социальная выплата на погашение части кредита (займа), привлеченного для приобретения жилья, предоставляется молодой семье (далее также - Заемщик) при условии, что в составе молодой семьи есть ребенок, рожденный (усыновленный/удочеренный) после вступления в силу федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, тогда как, в нарушение указанных требований законодательства, в связи с тем, что у Терешкевич ребенок 1991 года рождения, то есть рожденный до вступления в силу ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (не ранее 04.10.2001 года), у семьи Терешкевич отсутствовали основания для предоставления субсидии на погашение части кредита, привлеченного для приобретения жилья. Семьям Челноковых и Мыльниковых излишне предоставлены субсидии из средств бюджета МО в сумме 81,64 тыс. рублей: Челноковым в сумме – 11,64 тыс. рублей, Мыльниковым – 41,3 тыс. рублей, чем нарушен п.1.4. Положения, утвержденного Постановлением главы администрации КК от 18.10.2004г. № 1022 «Об утверждении положения о порядке предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на предоставление социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка на погашение части кредита (займа), привлеченного для приобретения жилья», которым установлено, что размер субсидии, предоставляемой молодой семье, определяется на дату заключения Заемщиком договора кредита путем умножения средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья, установленной на дату выдачи субсидии. В данном же случае проверкой установлено, что в нарушение указанных требований неверно произведен расчет стоимости 1 кв.м. жилья, установленной на дату выдачи субсидии из средств краевого бюджета на погашение части кредита, привлеченного для приобретения жилья. Кроме того, проведенной проверкой установлено, что администрацией МО г. Горячий Ключ допущено нарушение по софинансированию Подпрограммы «Переселение граждан РФ, проживающих на территории КК, из ветхого и аварийного жилищного фонда», предусмотренному Соглашением с департаментом жилищно-коммунального хозяйства КК от 01.10.2007г. № 58. Так, семье Беркетовых, переселенной из фонда, непригодного для проживания, предоставлено жилое помещение по договору социального найма сверх нормы, установленной постановлением главы МО от 12.01.2006г. № 16, площадью 3,8 кв. м. Таким образом, в ходе проведения проверки установлено нецелевое использование бюджетных средств. В связи с указанными нарушениями прокурор просит признать незаконными действия администрации МО г.Горячий Ключ по реализации мероприятий предусмотренных приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В судебном заседании участвующий в деле прокурор г.Горячий Ключ поддержала заявленные требования по основаниям изложенным в заявлении. Настаивала на их удовлетворении в полном объеме, утверждала, что денежные средства были выданы с нарушениями, так как на момент выдачи денежных средств, эти семьи в жилье не нуждались. Большинство семей, получившие денежные средства по этой программе, производят их выплаты по решениям суда. Представитель администрации МО г. Горячий Ключ возражал против удовлетворения заявления прокурора, при этом пояснил, что при постановке на учет руководствовались законом Краснодарского края. Помощь оказывали тем семьям, которые участвовали в долевом строительстве или у которых был кредит. Именно этим семьям была предоставлена субсидия, так как они были наиболее явные претенденты на улучшение жилищных условий. Должностными лицами рассматривалась возможность предоставления субсидии. Деньги выделял краевой бюджет. Когда были выявлены нарушения, эта сумма была удержана краевым бюджетом. Принимавшие участие в судебном заседании в качестве третьих лиц Коробицын К.В., Симонов С.В., Ламтева О.А., Красноруцкая О.А., Чеботкова И.С., Малютина О.В., Ефимов С.М., Ахтямова О.С., Вазенмиллер А.А., Коновалова В.А., Пономарев А.А., Беркетова О.Д., возражали против доводов заявления и удовлетворения требований прокурора г. Горячий Ключ. Одновременно Малюгина О.В. пояснила, что субсидию они выделили себе не сами. Решение было принято должностными лицами. Об этой программе они узнали из рекламы по телевидению, потом более подробнее узнали в администрации города. Собрали документы, написали заявление. Сейчас денежные средства, выданные по программе «Молодой семье – доступное жилье», они выплачивают на основании решения суда. Коробицин К.В. суду пояснил, что сначала он стоял в очереди на улучшение жилищных условий один, так как проживал с матерью, сестрой и братом. Потом он женился и предоставил все необходимые документы по этой программе. С 2005г. он со своей семьей снимал квартиру. Своего жилья у него не было. Они несколько раз подавали документы в администрацию, так как они постоянно терялись. В 2005г. они писали заявление на получение субсидии, так как у них родилась дочь. Обязательным условием – ребенок не позднее 2003г. рождения. Главное условие, чтобы не было своего жилья, наличие кредита, либо участие в долевом строительстве. Симонов С.В. пояснил, что его семье тоже была выделена субсидия на улучшение жилищных условий. По решению суда он возвращает выделенные ему деньги. Пономарев А.А. суду пояснил, что получил субсидию по программе улучшения жилья, которую сейчас выплачивает на основании решения суда. Ламтева О.А. пояснила, что когда ими подавались документы на улучшение жилищных условий, то о размере площади жилья ничего не говорили. У родителей дом 100 кв.м., зарегистрировано в доме 13 человек. С них взыскивают сумму субсидии по решению суда. Красноуцкая О.А. суду пояснила, что прописку мужа при подаче документов в администрацию они не утаивали. Денежные средства, полученные ими по программе улучшения жилищных условий, они выплачивают. Чеботкова И.С. пояснила суду, что документы они подавали в администрацию. Они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. По решению суда деньги, полученные ими по программе улучшения жилья, они выплачивают. Малюгина О.В. пояснила, что когда подавала заявление на улучшение жилищных условий, была зарегистрирована на площади меньше чем 9 кв.м. на человека, однако вынуждена была перерегистрироваться к родителям в недостроенный дом, где площадь больше. Деньги, которые получили по программе улучшения жилья, она выплачивает. Ефимов С.М. пояснил, что по решению суда он выплаты производит. Вазенмиллер А.А. пояснила, что деньги, полученные по субсидии, они выплачивают на основании решения суда. Ахтямова О.С. подтвердила, что их семье была выделена субсидия на улучшение жилищных условий, которую они в настоящее время возвращают на основании решения суда. Третьи лица Фрейн А.Е., Мажневский Д.М., Надточаев П.А., Терешкевич В.А., Калиниченко Д.А., Мыльников И.Н., Кныш В.Г., Коновалова В.А. в судебное заседание не явились по неизвестным причинам, о дне рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом. Выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, отказной материал, материалы гражданского дела по иску Коробицын К.В. к администрации о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, учетные дела молодых семей, суд находит правильным удовлетворить заявление по следующим основаниям. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 года № 1135 определены основания для признания граждан нуждающимися в жилом помещении в соответствии со ст.51 ЖК РФ. Право на участие в Подпрограмме «Молодой семье – доступное жилье» имеют молодые семьи, члены которых являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Постановлением главы МО г. Горячий Ключ от 20 октября 2005г. № 4341 ( т. 1 л.д. 11) с изменениями внесенными Постановлением главы МО г. Горячий Ключ № 16 от 12 января 2006г.( т.1 л.д. 12) установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - 15 кв.м. на человека, а учетная норма площади жилого помещения – 9 кв.м. на одного члена семьи. Установлено, что семьям Ахтямовых, Малюгиных, Вазенмиллер, Ефимовых, Коноваловых, Калиниченко, Мажневских, Чеботковых, Симоновых, Пономаревых, Коробицыных, Кныш, Ламтевых Надточаевых, Фрейн в ходе обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи учетной нормы по постановлению главы МО г. Горячий Ключ от 29.10.2005г. № 4341 (9 кв.м.) необоснованно предоставлены субсидии. При этом семьями Фрейн и Ефимовых нарушены требования п. 1.10 Положения о предоставлении молодым семьям субсидии из краевого бюджета на погашение части кредита, привлеченного для приобретения жилья, а именно, жилье приобретено ими у близких родственников. При предоставлении субсидии семье Вазенмиллер нарушены требования п.п. 2 п. 6 Постановления № 885, так как установлено, что Вазенмиллер намеренно ухудшил свои жилищные условия. Это не может служить основанием для предоставления субсидии. В нарушение п. 7 гл. 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, утвержденных решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов № 734 от 26.12.1984г. «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений» в 2004г. Терешкевич А.И. необоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как срок ее проживания в городе краевого подчинения составляет менее 5 лет. Кроме этого, в нарушение п. 1.2 Положения о предоставлении молодым семьям субсидии из краевого бюджета на погашение части кредита, привлеченного для приобретения жилья у Терешкевич А.И. отсутствовали условия предоставления субсидии на погашение части кредита, привлеченного для приобретения жилья, так как ребенок родился в 1991г., то есть до вступления в силу Краевой целевой программы «Жилище 2002г.-2010г.» В нарушение п. 3 Порядка установления и утраты молодой семьей статуса участника подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» (утвержден Постановлением главы Краснодарского края от 30.11.2005г. № 1135, с изменениями от 22.06 и 18.122006г., 06.07.2007г.) семья Красноуцких незаконно признана молодой семьей, так как один из супругов не имеет постоянной регистрации по месту жительства на территории Краснодарского края. Согласно паспорту Красноуцкий П.А. зарегистрирован на территории республики Адыгея. Семьям Мыльниковых и Челноковых излишне определен размер субсидии в связи с неправильным применением среднерыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату заключения договора кредита. С учетом положений ст. 89 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма, но не более нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления. Администрацией МО предоставлено семье Беркетовой О.Д. переселенной из фонда, непригодного для проживания, жилое помещение по договору социального найма сверх нормы, установленной постановлением главы МО от 12.01.2006г. № 16. В ходе судебного разбирательства установлено, что действия администрации МО г.Горячий Ключ при реализации мероприятий, предусмотренных приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» повлекли нецелевое расходование бюджетных средств. Это подтверждается, в частности, актом компетентной комиссии с участием представителей департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края и МО г. Горячий Ключ от 17 апреля 2009г. Выводы указанной комиссии никем не оспорены. Акт явился основанием для прокурорского реагирования на ситуацию. Из указанного акта видно, что «… молодая семья Коробицыных не имела право на участие в Подпрограмме». Доводы прокурора нашли подтверждение и в том, что постановлением следователя Следственного комитета от 18 сентября 2009г. по нереабилитирующим основаниям отказано в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц администрации г. Горячий Ключ. При проведении доследственной проверки следователем было установлено, что необоснованно были выданы субсидии молодым семьям, в том числе и семье Коробицыных. Данное постановление никем не оспорено, оно имеет для суда преюдициальное значение. Судом установлено, что в настоящее время исполняются решения суда о взыскании денежных сумм необоснованно выданных администрацией города, что подтверждается сообщением Службы судебных приставов. С учетом изложенного, а так же представленных и исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации МО г.Горячий Ключ по реализации мероприятий предусмотренных приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора города Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации МО г.Горячий Ключ по реализации мероприятий предусмотренных приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», удовлетворить. Признать действия администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, выразившиеся в признании Ахтямов В.В., Вазенмиллер А.А., Ефимов С.М., Калиниченко Д.А., Коновалова В.А., Малюгина О.В., Мажневский Д.М., Чеботкова И.С., Кныш В.Г., Коробицын К.В., Краснокуцкой О.А., Ламтевой О.А., Надточаев П.А., Пономарев А.А., Симонов С.В., Терешкевич В.А., Фрейн А.Е. нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на получение субсидии - не обоснованными и не законными. Признать действия администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, в части излишне определенного размера субсидий в связи с неправильным применением средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья Челнокову А.А. на сумму 11,64 тыс.рублей и Мыльникову И.Н. на сумму 41,3 тыс. рублей на дату заключения договоров кредита - необоснованными и незаконными. Признать действия администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, выразившиеся в предоставлении Беркетова О.Д., жилого помещения по договору социального найма сверх нормы, установленной постановлением главы МО от 12.01.2006г. № 16 - необоснованными и незаконными. Обязать администрацию муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края устранить допущенные нарушения и отменить акты, на основании которых Ахтямов В.В., Вазенмиллер А.А., Ефимов С.М., Калиниченко Д.А., Коновалова В.А., Малюгина О.В., Мажневский Д.М., Чеботкова И.С., Кныш В.Г., Коробицын К.В., Краснокуцкой О.А., Ламтева О.А., Надточаев П.А., Пономарев А.А., Симонов С.В., Терешкевич В.А., Фрейн А.Е., признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на получение субсидии. Обязать администрацию муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края устранить допущенные нарушения и отменить в части акты, на основании которых излишне определен размер субсидий в связи с неправильным применением средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья Челнокову А.А. на сумму 11,64 тыс.рублей и Мыльникову И.Н. на сумму 41,3 тыс.рублей на дату заключения договоров кредита. Обязать администрацию муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, предоставившую Беркетова О.Д., жилое помещение по договору социального найма сверх нормы, установленной постановлением главы МО от 12.01.2006г. № 16 не допускать впредь подобных нарушений. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 10 дней. Судья: подпись. Копия верна. Судья-