Решение по исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ к МУП « Чистый город» о признании незаконным бездействие МУП « Чистый город», выразившиеся в неисполнении своих обязанностей по проведению аттестации рабочих мест.



к делу № 2- 676 / 11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горячий Ключ 07 июня 2011 года.

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Тиводара С.И.,

при секретаре Глаголько Н.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Горячий Ключ

Алексеева О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ в интересах не определенного круга лиц к МУП « Чистый город» г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействие МУП « Чистый город» г. Горячий Ключ, выразившиеся в неисполнении своих обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Горячий Ключ обратился в суд с заявлением в интересах не определенного круга лиц к МУП « Чистый город» г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействие МУП « Чистый город» г. Горячий Ключ, выразившиеся в неисполнении своих обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В обоснование заявленных требований указано, прокуратурой г. Горячий Ключ в ходе проведенной проверки в деятельности МУП «Чистый город» выявлены нарушения законодательства об охране труда.

Статьей 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст.209 ТК РФ).

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что, в МУП «Чистый город» подлежит аттестации 138 рабочих мест.

Вместе с тем, в нарушение требований закона, в МУП «Чистый город» по состоянию на 01.01.2011 проведена аттестация 63 рабочих мест по условиям труда, не проведена аттестация 75 рабочих мест.

Осуществление работ на не аттестованных рабочих местах без сертификации работ по охране труда не обеспечивает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, может повлечь причинение вреда работникам, в том числе, профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве.

В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Таким образом в деятельности МУП «Чистый город» выявлены нарушения законодательства об охране труда. В связи с чем в соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к МУП « Чистый город» о признании их бездействий незаконными.

Принимавшая участие в судебном заседании помощник прокурора г.Горячий Ключ Алексеева О.С., поддержала заявленные требования, просила суд признать незаконными бездействие МУП « Чистый город» г. Горячий Ключ, выразившиеся в неисполнении своих обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и обязать МУП «Чистый город» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда.

Представитель МУП « Чистый город» г. Горячий Ключ действующая по доверенности Семикина Ю.Б., возражала против заявленных требований, пояснив суду, что в МУП « Чистый город» имеется график аттестации рабочих мест по условиям труда № 142-п от 09.07.2009 г., согласно которого и проводится аттестация.

Представитель государственной инспекции труда по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился направив в адрес суда ходатайство в котором исковые требования прокурора г. Горячий Ключ поддерживает, просит рассмотреть дело без его участия.

Суд, заслушав помощника прокурора г.Горячий Ключ, представителя МУП « Чистый город» г. Горячий Ключ, учитывая мнение государственной инспекции труда по КК, исследовав письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно штатного расписания МУП « Чистый город» с 02 марта 2001 года штат предприятия составляет 148 единиц из них 138 рабочих мест подлежат аттестации по условиям труда.

Из графика проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, видно, что на 01 мая 2001 года, на предприятии должно было быть аттестовано 49 рабочих мест, однако до настоящего времени аттестация проведена не была.

В силу ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Из ст. 209 ТК РФ, видно, что аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569, введенным в действие с 01.09.2008. До указанного времени этот порядок регулировался постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 №12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Согласно указанному Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть, аттестовано, не реже одного раза в пять лет; вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию; обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, средств коллективной защиты, при выявлении нарушений установленного Порядка.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, перечисленных в п. 45 Порядка. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации информацию о результатах аттестации с пакетом документов аттестации (п. 46), документы аттестации, рабочих - мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет (п. 8).

Кроме того, постановлением Минтруда РФ от 24.04.2002 № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» утверждены Правила сертификации работ по охране труда.

Анализируя изложенное, судом достоверно установлено, что бездействие МУП «Чистый город», выразившиеся в неисполнении своих обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, как следствие нарушает права не определенного круга лиц.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе, обеспечение права на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану жизни и здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

На основании изложенного, и представленных доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора г. Горячий Ключ в интересах не определенного круга лиц к МУП « Чистый город» г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействие МУП « Чистый город» г. Горячий Ключ, выразившиеся в неисполнении своих обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП «Чистый город», выразившееся в неисполнении своих обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Обязать МУП «Чистый город» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 10 дней.

Судья -