Решение по исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ к ИП Кузнецовой А.В. о признании незаконным бездействие индивидуального предпринимателя в части неисполнения требований федерального природоохранного законодательства.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горячий Ключ 09 июня 2011 года.

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Тиводара С.И.,

при секретаре Глаголько Н.А.,

с участием помощника прокурора г. Горячий Ключ

Панфилова М.П.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ в интересах не определенного круга лиц к ИП Кузнецовой А.В. о признании незаконным бездействие индивидуального предпринимателя в части неисполнения требований федерального природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Горячий Ключ обратился в суд с заявлением в интересах не определенного круга лиц к ИП Кузнецовой А.В., о признании незаконным бездействие индивидуального предпринимателя в части неисполнения требований федерального природоохранного законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Горячий Ключ проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования ИП Кузнецовой А.В. Основным направлением деятельности ИП Кузнецовой А.В., является розничная торговля промышленной группой товаров. Местом осуществления предпринимательской деятельности ИП Кузнецовой А.В., являются магазины, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>

При осуществлении деятельности при эксплуатации магазина образуются следующие отходы производства: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й класс опасности в соответствии с ФККО), отходы упаковочного картона (4-й класс опасности в соответствии с ФККО), ртутные люминесцентные лампы отработанные и брак (1-класс опасности в соответствии с ФККО). Также, предпринимателем в нарушение ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не определен класс образующих отходов, не предоставлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности, не предоставлен план природоохранных мероприятий на 2010 год и отчет о выполнении плана природоохранных мероприятий за 2010 год.

Индивидуальный предприниматель в нарушение ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», требований Приказа МПР РФ от 16 февраля 2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», не определен класс образующих отходов, не предоставлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности, и отчет о выполнении плана природоохранных мероприятий за 2010 год. Кроме того, вопреки требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ИП Кузнецовой А.В., не проведено обучение специалистов на право обращения с отходами 1-4 класса опасности. На основании выявленных нарушений, прокурором города Горячий Ключ в отношении ИП Кузнецовой А.В., 07.04.2011 возбуждено дело об административных правонарушениях по признакам правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.1 КоАП РФ. Изложенное свидетельствует о нарушении Индивидуальным предпринимателем, требований законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с частью 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых с порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимавший участие в судебном заседании помощник прокурора г.Горячий Ключ Панфилов М.П., поддержал заявленные требования, просил суд признать незаконными бездействие ИП Кузнецовой А.В., выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 24.06.1998. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Обязать ИП Кузнецову А.В., устранить указанные нарушения Федерального закона от 24.06.1998. № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в полном объеме, а именно: осуществить мероприятия по определению класса опасности отходов, образующихся на предприятии и получить паспорта на отходы 1 - 4 класса опасности; обеспечить обучение лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности, на право работы с такими отходами; представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в органы Росприроднадзора.

Представитель Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, Пензиев О.В., действующий по доверенности, настаивал на удовлетворении исковых требований заявленных прокурором г. Горячий Ключ, одновременно пояснил, что Департаментом природных ресурсов и государственного экологического контроля совместно с прокуратурой г. Горячий Ключ проведено обследование документации ИП Кузнецовой А.В., на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе проверки были выявлены нарушения и в отношении И.П., возбуждено дело об административном правонарушении и было выдано предписание об устранении нарушений.

Представитель ИП Кузнецовой А.В, действующая по ордеру № 247883 от 06 июня 2011 года, Шлюева С.В., ИП Кузнецова А.В., в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, одновременно пояснили, что согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. В качестве нарушения статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предпринимателю вменены нарушения, которые надлежит квалифицировать по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и эти виновные действия носят специализированный характер. Субъектом административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. Предприниматель не может нарушить ст. 11 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как данная статья устанавливает требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения связанные с обращением с отходами, Предприниматель не связан с обращением с отходами в смысле как это трактует ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Факты, подтверждающие нарушение ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ так же отсутствуют. Таким образом, представитель Шлюева С.В. и ИП Кузнецова А.В., считают, что ссылка прокурора на нарушение Предпринимателем ст.8.1 КоАП РФ и привлечение к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательства произведены с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

Суд, заслушав помощника прокурора г.Горячий Ключ, представителя департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля КК, представителя Шлюеву С.В., ИП Кузнецову А.В., исследовав письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно информационного письма по проведению обследования документации природопользователя по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства, ИП Кузнецовой А.В., в ходе осуществления эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов магазина, предприниматель учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов не ведется, не предоставлен журнал по образованию и движению отходов производства и потребления, не предоставлен план природоохранных мероприятий за 2010 год, предпринимателем не определен класс образующихся отходов, не оформлены паспорта на отходы, что является несоблюдением требований Федерального закона « Об охране окружающей среды», и Федерального закона « Об отходах производства и потребления».

Из объяснения ИП Кузнецовой А.В. от 07 апреля 2011 года, видно, что она ознакомлен с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, с выявленными нарушениями согласна и обязуется устранить их.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. При этом на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт, а также, согласно ст.15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 - 4 класса опасности. Так, Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 № 786 отходы, в зависимости от опасных свойств отнесены к 1 - 4 классу опасности (далее – ККО), необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 приказа МПР РФ от 15.06.2011 № 511, в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом, отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Согласно ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных отходов.

Согласно Приказа МПР РФ от 16 февраля 2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2009 год представляется в соответствующие территориальные органы до 01 июля 2010 года.

В соответствии с частью 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления.

Таким образом, судом достоверно установлено, что неисполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» со стороны ИП Кузнецовой А.В., как следствие нарушают права не определенного круга лиц.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе, обеспечение права на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану жизни и здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

На основании изложенного, и представленных доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора г. Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц к ИП Кузнецовой А.В., о признании незаконным бездействия индивидуального предпринимателя, в части неисполнения требований федерального природоохранного законодательства, выразившиеся в неисполнении требований Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Кузнецовой А.В выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 24.06.1998. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Обязать индивидуального предпринимателя Кузнецовой А.В. устранить указанные нарушения Федерального закона от 24.06.1998. № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в полном объеме.

Обязать индивидуального предпринимателя Кузнецову А.В., осуществить мероприятия по определению класса опасности отходов, образующихся на предприятии и получить паспорта на отходы 1 - 4 класса опасности; обеспечить обучение лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности, на право работы с такими отходами; представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в органы Росприроднадзора.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 10 дней.

Судья -