Решение по заявлению Коптелова Д. Г. о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка.



К делу №2-1490/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011г. г.Горячий Ключ

Горячеключевский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего: Негода О.И.

при секретаре: Оганесян А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Коптелова Д. Г. о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Коптелов Д.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка и обязании в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка подписанных уполномоченным лицом с определением выкупной стоимости земельного участка в сумме 80 591 руб. 30 коп.

В обоснование заявления указано, что на основании договора купли-продажи от 17.10.2010г. им – Коптеловым Д.Г. были приобретены следующие объекты: жилой дом, площадью 287,5 кв.м., литер А,А1; жилой дом незавершенного строительства, площадь застройки 136,8 кв.м., литер В; жилой дом незавершенного строительства, площадь застройки 136,8 кв.м., литер Б, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №«...», общей площадью 23508 кв.м., вид разрешенного использования «размещение домов индивидуальной жилой застройки», категория земель «земли населенных пунктов», по адресу: <адрес>

Право собственности на приобретенные объекты недвижимости подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права: серия №«...», серия №«...», серия №«...».

У предыдущего владельца указанных объектов недвижимости (продавца – ООО «Альтернатива-2») земельный участок находился у на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы администрации г.Горячий Ключ Краснодарского края от 11.06.1996г. №1577, государственного акта №«...».

16 ноября 2011 года заявитель обратился в администрацию муниципального образования г.Горячий Ключ Краснодарского края (через многофункциональный центр) с заявлением о приобретении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №«...», общей площадью 23508 кв.м. в порядке ст.36 Земельного Кодекса РФ.

Письмом администрации от 22.11.2011г. № 101-2893/11-03-01-04 Коптелову Д.Г. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Отказывая в своем письме, администрация ссылается на п.1 ст.35 ЗК РФ согласно которого, по мнению администрации при приобретении права собственности на объекты недвижимости к лицу переходят права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимой для использования, п.2 ст.35 ЗК РФ и п.3 ст.33 ЗК РФ согласно которых, по мнению администрации предельный размер площади земельного участка, занятого зданием, строением или сооружением и необходимой для использования определяется исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, а так же на п.8.2 Решения Совета Муниципального образования г.Горячий Ключ от 25.05.2007г. № 216 « О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования г.Горячий Ключ» который определяет максимальный размер земельного участка, предоставленного гражданину в собственность из государственных и муниципальных земель, составляет для ИЖС в городской черте 1000 кв.м.

Администрация в своем отказе указала заявителю на необходимость раздела земельного участка и повторного обращения с заявлением о передаче в собственность за плату земельного участка, занятого жилым домом.

Заявитель считает, что оспариваемый отказ администрации нарушает его гражданские права предусмотренные действующим законодательством.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Гриднев Р.В. поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Заинтересованное лицо представители администрации по доверенности Шемяков В.С. и Заборовский Е.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок с кадастровым номером №«...», общей площадью 2,57 га был предоставлен Производственно-транспортному кооперативу «Альтернатива-2» для жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением главы администрации г.Горячий Ключ Краснодарского края от 11.06.1996г. №1577 «О предоставлении производственно-транспортному кооперативу «Альтернатива-2» в постоянное пользование земельных участков для жилищного строительства», позже был получен государственный акт №«...».

Позднее Производственно-транспортный кооператив «Альтернатива-2» был преобразован в ООО «Альтернатива-2».

В 2010 году ООО «Альтернатива-2» зарегистрировала право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером №«...», площадью 23508 кв.м. (уточненные данные по результатам межевания), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права: серия №«...», выданное 30.07.2010г. Управлением федеральной регистрационной службой по Краснодарскому краю.

На основании разрешений на строительство от 01.12.2010г.: №«...», №«...», №«...» ООО «Альтернатива-2» начало строительство трех жилых домов, на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 23.08.2011г. №«...» жилой дом был сдан в эксплуатацию и было зарегистрировано право на указанный объект, два других объекта зарегистрированы как незавершенные строительством жилые дома.

На основании договора купли-продажи от 17.10.2011г. Коптеловым Д.Г. были приобретены следующие объекты: жилой дом, площадью 287,5кв.м., литер А,А1; жилой дом незавершенного строительства, площадь застройки 136,8 кв.м., литер В; жилой дом незавершенного строительства, площадь застройки 136,8 кв.м., литер Б, расположенные по адресу: <адрес>

Право собственности Коптелова Д.Г. на приобретенные объекты недвижимости подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права: серия №«...», серия №«...», серия №«...» выданными 07.11.2011г. Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Из предоставленных кадастровых паспортов на объекты недвижимости видно, что указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером №«...», общей площадью 23508 кв.м., вид разрешенного использования «размещение домов индивидуальной жилой застройки», категория земель «земли населенных пунктов».

Судом установлено, что заявитель обратился в администрацию МО г.Горячий Ключ через многофункциональный центр, приложив к заявлению о передаче земельного участка в собственность необходимые для принятия решения документы.

Письмом администрации от 22.11.2011г. № 101-2893/11-03-01-04 Коптелову Д.Г. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, отказывая в своем письме, администрация ссылается на п.1 ст.35 ЗК РФ согласно которого, по мнению администрации при приобретении права собственности на объекты недвижимости к лицу переходят права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимой для использования, п.2 ст.35 ЗК РФ и п.3 ст.33 ЗК РФ согласно которых, по мнению администрации предельный размер площади земельного участка, занятого зданием, строением или сооружением и необходимой для использования определяется исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, а так же на п.8.2 Решения Совета Муниципального образования г.Горячий Ключ от 25.05.2007г. № 216 « О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования г.Горячий Ключ» который определяет максимальный размер земельного участка, предоставленного гражданину в собственность из государственных и муниципальных земель, составляет для ИЖС в городской черте 1000 кв.м.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (статья 36 ЗК РФ).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, заявитель с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность передал в администрацию документы необходимые для принятия решения о передаче земельного участка в собственность.

Согласно ч.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.

Согласно п.1 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам. В п.12 данной статьи закреплено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (пункт 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Администрация не доказала обоснованность причин указанных в письме от 22.11.2011г. № 101-2893/11-03-01-04 отказа в передаче земельного участка в собственность за плату.

Исходя из требований заявителя об определении выкупной стоимости земельного участка судом установлено, что в соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ-Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Данный отказ администрации нарушает право на приватизацию земельного участка. Согласно правилам, установленным ст. 36 ЗК РФ, цена выкупаемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно ст. 10 закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, устанавливается следующая стоимость таких земельных участков:

в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

в иных населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Ставка земельного налога определенная решением Совета Муниципального образования г.Горячий Ключ № 8 составляет 0,05% от кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 16118260 руб. 20 коп.

В таком случае выкупная стоимость земельного участка площадью 23508 кв.м. с кадастровым номером №«...», расположенного по адресу: <адрес> составляет: Кадастровая стоимость * ставка земельного налога * кратность

16118260,2*0,05%*10= 80 591 руб. 30 коп.

Соответственно расчет суммы выкупа земельного участка соответствует действующему законодательству.

На основании вышеизложенного, суд приходит к обоснованности заявленных требований и считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.254 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление Коптелова Д. Г. о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования г.Горячий Ключ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №«...» расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату.

Обязать администрацию муниципального образования г.Горячий Ключ в двухнедельный срок с момента вступление в силу решения суда подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 23508 кв.м. с кадастровым номером №«...», расположенного по адресу: <адрес> подписанный уполномоченным лицом с определением выкупной стоимости земельного участка в сумме 80 591 рубль 30 коп.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 10 суток.

Председательствующий -