Решение по исковому заявлению прокурора г.Горячий Ключ в интересах Гуц С. В. к администрации МО г.Горячий Ключ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.



Дело №2-1426/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года г.Горячий Ключ

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего: Негода О.И

при секретаре: Оганесян А.В.

с участием прокурора: Алексеевой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора г.Горячий Ключ в интересах Гуц С. В. к администрации МО г.Горячий Ключ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, (в порядке ст.45ГПК РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Горячий Ключ в интересах Гуц С.В. обратился в суд с иском к администрации МО г.Горячий Ключ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью, не ниже установленных норм, (в порядке ст.45ГПК РФ).

В обоснование заявления указано, что прокуратурой города г.Горячий Ключ проведена проверка исполнения законодательства о защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 01.09.2011г. на учете в администрации МО г. Горячий Ключ в качестве нуждающихся в предоставлении жилья состоит 48 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них признаны нуждающимися в жилых помещениях и поставлены на учет в 2006 году – 3 человека, в 2007 г. – 3 человека, в 2008 году - 6, в 2009 году – 15, в 2010 году – 14, в 2011 году – 7.

В ходе проведенной проверки установлено, что в МО г.Горячий Ключ в период с 2006 года по истекший период 2011 года предоставлены жилые помещения 5 лицам указанной категории: в 2006 году – 2, в 2007 году – 2, в 2008 году - 0, в 2009 году -1, в 2010-1011г.г. - 0.

Так, Гуц С.В., имеет статус лица оставшегося без попечения родителей. Мать Гуц С.В. – Гуц Н.В. решением Горячеключевского городского суда от 09.10.2001 года лишена родительских прав в отношении своих троих детей. Сведения об отце внесены на основании заявления матери. Постановлением главы г.Горячий Ключ от 19.10.2001 года Гуц С.В. направлена в детское государственное учреждение.

В соответствии с нормами ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (ст. ст.33,37,60 ЖК РСФСР).

Аналогичные основания предоставления жилья содержатся в ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В ходе проведенной проверки установлено, что Гуц С.В. не обеспечена жилым помещением вне очереди. За Гуц С.В. закреплено право на проживание по адресу: <адрес>

На основании постановления главы МО г.Горячий Ключ от 23.10.2007 №4109, Гуц С.В. с 18.10.2007 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан по отдельной категории детей-сирот. В настоящее время Гуц С.В. воспитывает малолетнего сына – ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

До настоящего времени Гуц С.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался.

Необеспечение Гуц С.В. жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит обязать администрацию МО г. Горячий Ключ и администрацию Краснодарского края предоставить Гуц С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма площадью, не ниже установленных норм.

В ходе досудебной подготовки прокурор г.Горячий Ключ просил привлечь в качестве второго ответчика – администрацию Краснодарского края.

Представитель прокуроры г.Горячий Ключ Алексеева О.С. в ходе судебного заседания уточнила исковые требования и просила обязать администрацию Краснодарского края и администрацию МО г.Горячий Ключ предоставить Гуц С.В. жилое помещение по договору социального найма площадью, не ниже установленных норм, в порядке очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Представитель ответчика администрации МО г.Горячий Ключ в судебное заседание не явилась, в своем отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации и указала, что администрация МО г.Горячий Ключ предпринимает все необходимые меры для решения этого вопроса. Однако с 01 января 2005 года полномочия в части обеспечения жильем детей сирот переданы субъектам. В 2011 году направлена заявка на предоставление жилых помещений на 48 детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году планируется строительство 4 квартир, в 2012 г. -24 квартиры.

Представитель ответчика администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, в своем отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований и дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации Краснодарского края.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, письменные доказательства, считает правильным удовлетворить заявленные требования прокурора г.Горячий Ключ по следующим основаниям.

Прокуратурой города Горячий Ключ проведена проверка исполнения законодательства о защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 01.09.2011г. на учете в администрации МО г. Горячий Ключ в качестве нуждающихся в предоставлении жилья состоит 48 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них признаны нуждающимися в жилых помещениях и поставлены на учет в 2006 году – 3 человека, в 2007 г. – 3 человека, в 2008 году - 6, в 2009 году – 15, в 2010 году – 14, в 2011 году – 7.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В ходе проведенной проверки установлено, что в МО г.Горячий Ключ в период с 2006 года по истекший период 2011 года предоставлены жилые помещения 5 лицам указанной категории: в 2006 году – 2, в 2007 году – 2, в 2008 году - 0, в 2009 году -1, в 2010-1011г.г. - 0.

Так, Гуц С.В. имеет статус лица оставшегося без попечения родителей. Мать Гуц С.В. – ФИО2 решением Горячеключевского городского суда от 09.10.2001 года лишена родительских прав в отношении своих троих детей. Сведения об отце внесены на основании заявления матери. На основании постановления главы г.Горячий Ключ от 19.10.2001 года Гуц С.В. направлена в детское государственное учреждение.

В соответствии с нормами ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (ст. ст.33,37,60 ЖК РСФСР).

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также, по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В ходе проведенной проверки установлено, что Гуц С.В. не обеспечена жилым помещением вне очереди. За Гуц С.В. было закреплено право на проживание по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования технического состояния от 11. 05.2007 года, жилой дом по <адрес> находится в крайне неудовлетворительном состоянии, проведению ремонтных работ не подлежит. Гуц С.В. воспитывает малолетнего сына – ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании постановления главы МО г.Горячий Ключ от 23.10.2007 №4109, Гуц С.В. с 18.10.2007 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан по отдельной категории детей-сирот.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Как установлено в ходе судебного заседания, до настоящего времени Гуц С.В., как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также, от иных условий.

Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ("Бюллетень Верховного Суда РФ", 2008, N 10).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст. ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лицам, указанным в статье 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов, в установленном законодательством РФ порядке, государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону, органы местного самоуправления города Горячий Ключ наделены отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, суд полагает, что необеспечение Гуц С.В. жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает её права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем полагает иск прокурора г.Горячий Ключ удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора г.Горячий Ключ в интересах Гуц С. В. к администрации Краснодарского края, администрации МО г.Горячий Ключ, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, (в порядке ст.45ГПК РФ) – удовлетворить.

Обязать администрацию МО г. Горячий Ключ и администрацию Краснодарского края предоставить Гуц С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма площадью, не ниже установленных норм, в порядке очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий –