К делу №2-1556/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Горячий Ключ 21 декабря 2011года Горячеключевский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего Зеленко Н.И., при секретаре Батлук А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора г.Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г.Горячий Ключ, МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» о понуждении к организации водоснабжения населения МО, отвечающего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО г.Горячий Ключ, МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» о понуждении к организации водоснабжения населения МО, отвечающего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Горячий Ключ совместно со специалистом ТО Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий Ключ проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части водоснабжения питьевой водой. В результате данной проверки установлено, что население г. Горячий Ключ, п. Первомайского и ст. Саратовской обеспечивается водой, не соответствующей санитарно - эпидемиологическим требованиям. Результаты анализа проб питьевой воды, подаваемой населению муниципального образования, показали несоответствие воды предъявляемым требованиям, что подтверждено протоколами лабораторных испытаний питьевой воды 1371 от 24.11.2011, от 24.11.2011, от 05.12.2011, от 05.12.2011. Кроме того, в нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», городские и районные артезианские скважины: № 46724/1; № 46723/2; № 78630/3; № 78631/4; № 51373/5; № 46916/6; № 106-85/7; № Д 128-90/8; № Д 9-80/9; сельские артезианские скважины: № 5216 Н ст. Бакинская; № 65742 п. Приреченского; № 72986 ст. Саратовская; № 6651 п. Первомайский, № ДДУ/2 ст. Саратовская, № 36993 ст. Суздальская не имеют ограждения территорий зон санитарной охраны 1 – го пояса; выявлен выпас сельскохозяйственных животных на территориях артезианских скважин в первом поясе зоны санитарной охраны; на территориях вышеперечисленных скважин дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия. Также установлено, что артезианские скважины п. Приреченский и ст. Саратовской в нарушение п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не оборудованы водомерной аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита скважины. Деятельность по холодному водоснабжению на территории МО г. Горячий Ключ осуществляет МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство», учредителем которого является администрация МО г. Горячий Ключ. В связи с чем прокурор г.Горячий Ключ обратившись в суд с иском просит обязать администрацию МО г. Горячий Ключ и МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» организовать водоснабжение населения питьевой водой, отвечающей требованиям санитарно - эпидемиологического законодательства, в том числе санитарным правилам путем приведения воды, подаваемой из артезианских скважин: № 6088, № 6651 п. Первомайского; насосной станции № 3, третьего подъёма <адрес>; № 72986 (Табаксклад) в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») в течение года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию МО г. Горячий Ключ и МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу: организовать ограждения мест расположения артезианских скважин № 46724/1; № 46723/2; № 78630/3; № 78631/4; № 51373/5; № 46916/6; № 106-85/7; № Д 128-90/8; № Д 9-80/9; сельские артезианские скважины: № 5216 Н ст. Бакинская; № 65742 п. Приреченского; № 72986 ст. Саратовская; № 6651 п. Первомайский, № ДДУ/2 ст. Саратовская, № 36993 ст. Суздальская - территорий зон санитарной охраны 1 – го пояса, а также устроить твердое покрытие дорожек, к ним ведущих (СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»); оборудовать артезианские скважины п. Приреченский и ст. Саратовской водомерной аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита скважины. В судебном заседании помощник прокурора Михайлиди Т.А. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что в результате проведенной проверки было также установлено, что никакие муниципальные целевые программы, направленные на устранение хотя бы части выявленных нарушений, не приняты. Представитель администрации МО г. Горячий Ключ на основании доверенности от 12.04.2011 года №14 Герасимчук Г.Н. возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что в полномочиях администрации находится организация водоснабжения, данное обязательство администрация МО г.Горячий Ключ выполняет полностью. Указанные нарушения произошли по вине МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство», администрация МО г.Горячий Ключ финансирует данное учреждение. В настоящее время перечисление МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» денежных средств на устранение допущенных нарушений невозможно, поскольку бюджет города распланирован, все программы утверждены. В противном случае будет иметь место факт нецелевого использования бюджетных средств. Представитель МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» на основании доверенности от 20.09.2011 г. №123 – Якуня А.В. и эколог МУП ЖКХ Пилипас И.У. исковые требования признали, при этом пояснили, что требования относительно качества воды обоснованы и скважины действительно не огорожены, однако скважины закупорены и доступа посторонних лиц к воде нет. Кроме того пояснил, что для устранения выявленных при проверке нарушений у МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» не имеется средств. Третье лицо эколог МУП ЖКХ Пилипас И.У. пояснила, что требования относительно качества воды обоснованы, полагала правильным удовлетворить исковые требования прокурора г. Горячий Ключ. Представитель третьего лица ТО Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий Ключ в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, при этом о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Суд, выслушав помощника прокурора г.Горячий Ключ Михайлиди Т.А., представителя администрации МО г.Горячий Ключ, представителя МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство», эколога МУП ЖКХ, изучив протоколы испытаний воды, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Как видно из материалов дела, прокуратурой г. Горячий Ключ совместно со специалистом ТО Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, городе Горячий Ключ по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части водоснабжения питьевой водой. В результате проведения проверки установлено, что население г. Горячий Ключ, п. Первомайского и ст. Саратовской обеспечивается водой, не соответствующей санитарно - эпидемиологическим требованиям. В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Из протокола лабораторных испытаний питьевой воды 1371 от 24.11.2011, отобранной из артезианской скважины № 6088 п. Первомайского МО г. Горячий Ключ видно, что исследованные пробы воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Требования к качеству воды систем централизованного водоснабжения. Контроль качества» по органолептическим показателям (цветности, мутности) и санитарно-химическому показателю – содержание железа общего превышает нормируемый показатель в 2,5 раза (0,77 мг/дм?). Из протокола лабораторных испытаний питьевой воды № 1375 от 24.11.2011, отобранной из насосной станции № 3, третьего подъёма <адрес> видно, что исследованные пробы воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Требования к качеству воды систем централизованного водоснабжения. Контроль качества» по органолептическим показателям (запаха при 20 град. С, цветности, мутности) и по санитарно-химическому показателю – содержание железа общего превышает нормируемый показатель в 3 раза (1,45 мг/дм?). Из протокола лабораторных испытаний питьевой воды № 1440 от 05.12.2011, отобранной из артезианской скважины № 72986 (Табаксклад) ст. Саратовская видно, что исследованные пробы воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Требования к качеству воды систем централизованного водоснабжения. Контроль качества» по органолептическим показателям (мутности) и санитарно-химическому показателю – содержание железа общего превышает нормируемый показатель в 2,4 раза (0,72 мг/дм?). Из протокола лабораторных испытаний питьевой воды № 1441 от 05.12.2011, отобранной из артезианской скважины № 6651 п. Первомайский видно, что исследованные пробы воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Требования к качеству воды систем централизованного водоснабжения. Контроль качества» по органолептическим показателям (мутности) и по санитарно-химическому показателю – содержание железа общего превышает нормируемый показатель в 2,6 раза (0,77 мг/дм?). При этом, согласно имеющейся в материалах дела информации территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах и г. Горячий Ключ (исх. № 1757 от 05.12.2011) влияние недоброкачественной воды на здоровье населения может проявляться по-разному: в виде инфекционных заболеваний и инвазий; неинфекционных заболеваний химической этиологии, в том числе эндемических; неприятных психических ощущений, вызванных плохими органолептическими свойствами воды, иногда достигающих такой силы, что люди отказываются ее пить. Кроме того, запах, вкус и привкус, внешний вид, прозрачность, цвет воды, которые воспринимаются органами чувств человека, являются раздражителями, действующими посредством центральной нервной системы на весь его организм. Ухудшение органолептических свойств воды оказывает рефлекторное действие на водно-питьевой режим и некоторые физиологические функции организма человека, в частности угнетает секреторную деятельность желудка. Частью 1 ст. 19 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Кроме того, в нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», городские и районные артезианские скважины: № 46724/1; № 46723/2; № 78630/3; № 78631/4; № 51373/5; № 46916/6; № 106-85/7; № Д 128-90/8; № Д 9-80/9; сельские артезианские скважины: № 5216 Н ст. Бакинская; № 65742 п. Приреченского; № 72986 ст. Саратовская; № 6651 п. Первомайский, № ДДУ/2 ст. Саратовская, № 36993 ст. Суздальская не имеют ограждения территорий зон санитарной охраны 1 – го пояса; выявлен выпас сельскохозяйственных животных на территориях артезианских скважин в первом поясе зоны санитарной охраны; на территориях вышеперечисленных скважин дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия. Также установлено, что артезианские скважины п.Приреченский и ст.Саратовской в нарушение п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не оборудованы водомерной аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита скважины. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее- Правила), установлено, что холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. В соответствии с п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения округа относятся организация в границах округа водоснабжения населения. Деятельность по холодному водоснабжению на территории МО г. Горячий Ключ осуществляет МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство», учредителем которого является администрация МО г. Горячий Ключ. Согласно пункта 2.2.1 Устава МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство», предметом деятельности последнего является выполнение работ и оказание услуг по обеспечению населения, предприятий, учреждений и организаций питьевой водой. В соответствии с договором о взаимоотношении сторон и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 3 от 04.08.2003, в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Водопроводно-канализационное хозяйство» в хозяйственное ведение переданы водопроводные сети, водопроводные сооружения и артезианские скважины. Однако, в составе данного имущества отсутствует оборудование для подготовки и очистки воды, направленного на ее обезжелезивание, что приводит к снабжению населения питьевой водой, несоответствующей требованиям санитарно - эпидемиологического законодательства. Таким образом, довод представителя администрации о том, что устранение выявленных при проверке нарушений не входит в компетенцию администрации МО г.Горячий Ключ, суд считает необоснованным. На основании изложенного, представленных и исследованных обстоятельств дела установленных в ходе судебного разбирательства, суд полагает исковое заявление прокурора г.Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г.Горячий Ключ, МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» о понуждении к организации водоснабжения населения МО, отвечающего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г.Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г.Горячий Ключ, МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» о понуждении к организации водоснабжения населения МО, отвечающего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить. Обязать администрацию МО г. Горячий Ключ и МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» организовать водоснабжение населения питьевой водой, отвечающей требованиям санитарно - эпидемиологического законодательства, в том числе санитарным правилам путем приведения воды, подаваемой из артезианских скважин: № 6088, № 6651 п. Первомайского; насосной станции № 3, третьего подъёма <адрес>; № 72986 (Табаксклад) в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») в течение года с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию МО г. Горячий Ключ и МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу: - организовать ограждения мест расположения артезианских скважин № 46724/1; № 46723/2; № 78630/3; № 78631/4; № 51373/5; № 46916/6; № 106-85/7; № Д 128-90/8; № Д 9-80/9; сельские артезианские скважины: № 5216 Н ст. Бакинская; № 65742 п. Приреченского; № 72986 ст. Саратовская; № 6651 п. Первомайский, № ДДУ/2 ст. Саратовская, № 36993 ст. Суздальская - территорий зон санитарной охраны 1 – го пояса, а также устроить твердое покрытие дорожек, к ним ведущих (СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»); - оборудовать артезианские скважины п. Приреченский и ст. Саратовской водомерной аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита скважины. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 10 дней. Федеральный судья Горячеключевского городского суда Краснодарского края Н.И. Зеленко