Решение по иску прокурора города Горячий Ключ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ЧОУ «Бумер» о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства.



к делу 2-81/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горячий Ключ 25 января 2012 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Дзигаря А.Л.

при секретаре Полькиной Г.А.

с участием помощника прокурора г.Горячий Ключ Дубинина В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Горячий Ключ Краснодарского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ЧОУ «Бумер» о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Горячий Ключ Краснодарского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ЧОУ «Бумер» о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства.

В обоснование заявления прокурор пояснил, что Прокуратурой города Горячий Ключ в ноябре 2011 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства ЧОУ «Бумер», чья хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду МО г. Горячий Ключ. Основным направлением деятельности ЧОУ «Бумер» является обучение водителей автотранспортных средств. Местом осуществления деятельности ЧОУ «Бумер» является площадка, расположенная по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Школьная, 56.

Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 32 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны разрабатываться и предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 75 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области охраны окружающей среды влечет за собой административную и иную ответственность.

В ходе проведения общенадзорной прокурорской проверки с привлечением старшего государственного инспектора Краснодарского края по охране природы в деятельности юридического лица – ЧОУ «Бумер» выявлены следующие нарушения.

При осуществлении деятельности ЧОУ «Бумер» в ходе эксплуатации зданий, строений и сооружений образуются следующие отходы производства и потребления: люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1-й класс опасности в соответствии с ФККО); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); отходы (мусор) от уборки прилегающей территории (5-й класс опасности в соответствии с ФККО); лом черных металлов (5-й класс опасности в соответствии с ФККО); аккумуляторы свинцовые отработанные (2-й класс опасности в соответствии с ФККО); масла автомобильные отработанные (3-й класс опасности в соответствии с ФККО); обтирочный материал (4-й класс опасности в соответствии с ФККО) и др.

В нарушение ст.73 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», руководитель предприятия и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не прошли профподготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В нарушение ст.34 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не предоставлен план природоохранных мероприятий на 2011 год и отчет о выполнении плана природоохранных мероприятий за 2010 год.

Так же не соблюдаются требования ч. 1 ст. 19 «Об отходах производства и потребления», учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов предприятием не ведется, отсутствует журнал учета образования и движения отходов.

Вопреки требованиям ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятием не определен класс образующихся отходов, не предоставлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности. Не проведено обучение специалистов на право обращения с отходами 1-4 класса опасности.

В нарушение ст. 22, 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлены стационарные источники выбросов загрязняющих веществ (печь бытовая газовая марки «Vaillant» (на природном газе), площадка для стоянки автотранспорта и др.

Однако, несмотря на положения ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предприятием не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В виду неисполнения ЧОП «Бумер» требований действующего законодательства прокурор вынужден обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействие ЧОУ «Бумер», выразившееся в не оформлении паспортов отходов, которые образуются в ходе хозяйственной деятельности, нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окру­жающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории - курорте краевого значения Горячий Ключ; обязании ЧОУ «Бумер» в срок не позднее 01.04.2012 определить класс опасности образующихся отходов и оформить паспорта на отходы производства и потребления 1 - 4 класса опасности; обязании ЧОУ «Бумер» в срок не позднее 01.04.2012 провести обучение специалистов на право обращения с отходами 1-4 класса опасности, провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании помощник прокурора г.Горячий Ключ Дубинин В.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ЧОУ «Бумер» директор Сарин О.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, в суд направил ходатайство о рассмотрении заявления без его присутствия.

Суд, выслушав представителя истца, изучив письменное ходатайство ответчика, письменные материалы дела, исследовав представленные доказательства, считает правильным удовлетворить заявленные исковые требования по следующим основаниям.

Согласно свидетельству серии №«...» юридическое лицо ЧОУ «Бумер» с 31.05.2010 состоит на учет в налоговом органе (ИФНС РФ по г. Горячий Ключ). Согласно свидетельству серии №«...» юридическое лицо ЧОУ «Бумер» 31.05.2010 внесено в единый государственный реестр юридических лиц.

Руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе в обеспечение права на благоприятную окружающую среду.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе, право на обеспечение на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану жизни и здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Отсутствие учета образовавшихся и переданных другим лицам отходов, использование стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в отсутствие инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, неоформление паспортов отходов, которые образуются в ходе хозяйственной деятельности со стороны ЧОУ «Бумер» приводит к загрязнению окружающей среды и, как следствие, нарушает права неопределенного круга лиц, как проживающих, так и пребывающих на территорию города, что, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих право на обеспечение права на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании изложенного, суд установил, что требования прокурора города Горячий Ключ Краснодарского края о понуждении ЧОП «Бумер» к соблюдению требований природоохранного законодательства мотивированы и основаны на Законе.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора города Горячий Ключ Краснодарского края о понуждении ЧОП «Бумер» к соблюдению требований природоохранного законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ЧОУ «Бумер», выразившееся в не оформлении паспортов отходов, которые образуются в ходе хозяйственной деятельности, нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окру­жающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории - курорте краевого значения Горячий Ключ.

Обязать ЧОУ «Бумер» в срок не позднее 01.04.2012 определить класс опасности образующихся отходов и оформить паспорта на отходы производства и потребления 1 - 4 класса опасности.

Обязать ЧОУ «Бумер» в срок не позднее 01.04.2012 провести обучение специалистов на право обращения с отходами 1-4 класса опасности, провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 30 дней.

Судья -