Решение по иску прокурора г. Горячий Ключ в интересах РФ, неопределенного круга лиц к Администрации МО г.Горячий Ключ о признании незаконным бездействия при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.



к делу 2-316/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горячий Ключ 27 марта 2012 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Дзигаря А.Л.

при секретаре Полькиной Г.А.

с участием помощника прокурора г.Горячий Ключ Михайлиди Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Горячий Ключ Краснодарского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г.Горячий Ключ о признании незаконным бездействия администрации МО г.Горячий Ключ при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в местах перспективного развития территорий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Горячий Ключ Краснодарского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования г.Горячий Ключ о признании незаконным бездействия администрации МО г.Горячий Ключ в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов; не принятия в установленном законом порядке муниципального правового акта, определяющего уполномоченный орган по проведению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также порядок осуществления такового контроля; не проведение работ по определению границ автомобильных дорог местного значения и установления межевых знаков.

В обоснование заявления прокурор пояснил, что прокуратурой города Горячий Ключ была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности и расположенными в местах перспективного развития территорий. Из содержания информации, полученной из администрации МО г. Горячий Ключ следует, что г. Горячий Ключ передано имущество, в виде 564 автомобильных дорог общего пользования в границах населённых пунктов МО г.Горячий Ключ.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства администрацией МО г. Горячий Ключ в течение нескольких лет не предпринималось никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности муниципального образования на имеющееся в реестре муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов: средства на оформление и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджете муниципального образования не предусматривались, документы, необходимые для государственной регистрации права, в Горячеключевской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не предоставлялись, свидетельства о праве собственности установленного образца не получались.

В нарушение указанных требований федерального законодательства, на момент проверки в МО г. Горячий Ключ, уполномоченный на осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, в администрации МО г. Горячий Ключ не определён, муниципальный правовой акт, которым утвержден порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, в установленном порядке не принят, муниципальный контроль в данной сфере не проводится.

По итогам проверки установлено, что администрацией МО г. Горячий Ключ, являющейся владельцем дорог местного значения, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, не определены границы автомобильных дорог местного значения.

Наличие вышеназванных нарушений федерального и регионального законодательства не способствует надлежащему исполнению органами местного самоуправления г.Горячий Ключ полномочий и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 07.06.2001 № 369-КЗ «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края», Земельным кодексом РФ.

При таких обстоятельствах неисполнение органами местного самоуправления г.Горячий Ключ возложенных на них полномочий в сфере дорожной деятельности нарушает права неограниченного круга лиц, которые пользуются автомобильными дорогами общего пользования в границах населённых пунктов.

В судебном заседании помощник прокурора г.Горячий Ключ Михайлиди Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика, администрации муниципального образования г.Горячий Ключ Краснодарского края Нешев С.Н., действующий по доверенности от 10.01.2012 года № 7 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, суду пояснил, что не согласен с формулировкой о признании бездействия администрации МО г.Горячий Ключ, поскольку администрацией по возможности проводятся мероприятия по регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги и межеванию земельных участков под ними, так отмежеваны земельные участки под 3 дорогами протяженностью 2,412 км, 4,233 км и 1,492 км, в течение второго квартала 2012 года на указанные дороги будет зарегистрировано право муниципальной собственности. В 2012 году планируется за счет средств городского бюджета проведение кадастровых работ в отношении земельных участков под автомобильными дорогами по улицам Цветочная, Кубанская, Курортная, Гоголя, бул.Поляничко для последующей регистрации права муниципальной собственности на них.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, исследовав представленные доказательства, считает правильным удовлетворить в части заявленные исковые требования по следующим основаниям.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Статья 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ) так же относит к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. В силу требований ч. 2 ст. 13.1 данного закона, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в сфере дорожной деятельности, в числе прочего, отнесено осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Как установлено в судебном заседании, Администрацией МО г.Горячий Ключ Краснодарского края по состоянию на текущий год осуществляется ряд мероприятий по оформлению и межеванию земельных участков; так в подтверждение предоставлена заявка от 11.03.2012 года № 819 адресованная директору филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по г.Горячий Ключ на формирование пакета документов для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности, заявка от 30.01.2012 года № 38 на имя директора МУП «Горячеключевской центр по землепользованию и застройке» по межеванию земельных участков под дорогами улиц, заявка от 20.02.2012 года № 663 направленная начальнику отдела по вопросам размещения заказов для муниципальных нужд на организацию размещения муниципального заказа. Кроме того, в материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации прав на объект права - автомобильную дорогу, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №«...»

Суд установил, что администрацией МО г.Горячий Ключ Краснодарского края проводится подготовка документов для определения местоположении границ земельных участков, их государственной регистрации, что позволит в полной мере осуществлять регулирование использования автомобильных дорог местного значения, осуществлять полномочия собственника объектов недвижимого имущества, являющихся муниципальной собственностью.

На основании изложенного, требования прокурора города Горячий Ключ Краснодарского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г.Горячий Ключ о признании незаконным бездействия администрации МО г.Горячий Ключ подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора города Горячий Ключ Краснодарского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г.Горячий Ключ о признании незаконным бездействия администрации МО г.Горячий Ключ при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в местах перспективного развития территорий, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования г. Горячий Ключ:

- провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов;

- принять в установленном порядке муниципальный правовой акт, определяющий уполномоченный орган по проведению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а так же порядок осуществления такого контроля;

- провести работы по определению границ автомобильных дорог местного значения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 30 дней.

Судья -