Решение по исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ИП Горбулиной О.В. о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства.



к делу № 2- 560 / 12 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горячий Ключ 15 июня 2012 года.

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Тиводара С.И.

при секретаре Окладниковой А.В.,

с участием помощника прокурора г. Горячий Ключ Алексеевой О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ИП Горбулиной О.В. о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Горячий Ключ обратился в суд с заявлением в интересах не определенного круга лиц и интересах Российской Федерации к ИП Горбулиной О.В. о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Горячий Ключ проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что основным направлением деятельности ИП Горбулиной О.В., является производство металлопластиковых окон и других строительных металлопластиковых изделий. Местом осуществления предпринимательской деятельности ИП Горбулиной О.В. является цех по производству металлопластиковых изделий и СТО расположенные по адресу: <адрес>

Проверка проводилась с привлечением старшего государственного инспектора Краснодарского края по охране природы.

В деятельности ИП Горбулиной О.В. выявлены следующие нарушения.

При осуществлении деятельности при эксплуатации нежилых помещений образуются следующие отходы производства и потребления: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); отходы (мусор) от уборки территории (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); обрезки, кусковые отходы металлопластиковые (4-й класс опасности в соответствии с ФККО), опилки металлопластиковые (4-й класс опасности в соответствии с ФККО), шины автомобильные отработанные (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); люминесцентные ртутьсодержащие трубки (1-й класс опасности в соответствии с ФККО); обтирочный материал (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); полимерные отходы в виде пленки (4-й класс опасности в соответствии с ФККО). Однако, ИП Горбулиной О.В. не организованы площадки и места для сбора и временного размещения образующихся отходов, не определен класс образующих отходов, не предоставлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности. Кроме того, не проведено обучение специалистов на право обращения с отходами 1-4 класса опасности. Также установлено, что учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов не ведется, не предоставлен журнал по образованию и движению отходов производства и потребления, не составлен план природоохранных мероприятий на 2012 год и не составлен отчет по исполнению плана природоохранных мероприятий за 2011 год. Не осуществляется производственный контроль в области охраны окружающей среды.

Кроме того, при проведении обследования территории установлено, что в ходе осуществления деятельности ИП Горбулиной О.В. производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников, а именно от: станка паяльного- 2шт., станка копировального- 2 шт., станка фрезерного- 2шт., зачистного станка- 1шт., штапикореза- 1шт., станка нарезного- 1шт., площадки автотранспорта и другие, что подтверждается фотоматериалом и объяснением предпринимателя. Вместе с тем, ИП Горбулина О.В. не провела инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Более того плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3, 4 кварталы 2011 года и 1 квартал 2012 года не внесена.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Принимавшая участие в судебном заседании помощник прокурора г.Горячий Ключ Алексеева О.С., поддержала заявленные требования, просила суд Признать незаконным бездействие ИП Горбулиной О.В., выразившееся в: непринятии в полном объеме мер по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществление производственного контроля, не оформлении паспортов отходов, которые образуются в ходе хозяйственной деятельности, отсутствие за платы негативное воздействие на окружающую среду. Обязать ИП Горбулину О.В. в срок не позднее 01.09.2012 определить класс опасности образующихся отходов, оформить паспорта на отходы производства и потребления; провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Обязать ИП Горбулину О.В. в срок не позднее 01.09.2012 провести профподготовку специалистов, ответственных в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, на право обращения с отходами 1-4 класса опасности. Обязать ИП Горбулину О.В. не позднее 01.08.2012:

- разработать план-график производственного контроля на источниках выбросов загрязняющих веществ на 2012;

- разработать план природоохранных мероприятий на 2012 год и подготовить отчет по исполнению плана природоохранных мероприятий за 2011 год;

- организовать учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов;

- сдать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в установленном законом порядке;

- организовать площадки и места для сбора и временного размещения образующихся отходов;

- произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3, 4 кварталы 2011 года и 1 квартал 2012 года.

Горбулина О.В., не возражала против удовлетворения исковых требований, одновременно пояснила, что в настоящее время уже видеться работа по устранению выявленных нарушений.

Суд, заслушав помощника прокурора г.Горячий Ключ, ИП Горбулину О.В., исследовав письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно информационного письма от 27 апреля 2012 года Управлением Роспотребнадзора по КК и Республике Адыгея проведена проверка по соблюдению законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления ИП Горбулиной О.В., основным направлением деятельности ИП Горбулиной О.В. является производство металлопластиковых окон и других строительных металлопластиковых изделий. Деятельность осуществляет­ся по адресу: <адрес>, численность сотрудников составляет 2 человека. В ходе проверки выявлен ряд нарушений природоохранного законодательства:

При эксплуатации нежилых помещений образуются следующие отходы производства и потребления: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); отходы (мусор) от уборки территории (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); обрезки, кусковые отходы металлопластиковые (4-й класс опасности в соответствии с ФККО), опилки металлопластиковые (4-й класс опасности в соответствии с ФККО), шины автомобильные отработанные (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); люминесцентные ртутьсодержащие трубки (1-й класс опасности в соответствии с ФККО); обтирочный материал (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); полимерные отходы в виде пленки (4-й класс опасности в соответствии с ФККО) и другие нарушения.

Из объяснения ИП Горбулиной О.В., видно, что она ознакомлен с предписанием об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, с выявленными нарушениями согласна и обязуется устранить их и привести в соответствие с природоохранным Законодательством.

Согласно свидетельству о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии №«...» Горбулиной О.В. присвоен ИНН №«...»

Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве ИП серии №«...» присвоен ГРН №«...»

Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно вышеуказанного закона под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Следовательно, ИП обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из ст. 75 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» усматривается, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области охраны окружающей среды влечет за собой административную и иную ответственность.

Вопреки требованиям ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не определен класс образующих отходов, не предоставлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности.

Кроме того, вопреки требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ИП Горбулиной О.В. не проведено обучение специалистов на право обращения с отходами 1-4 класса опасности.

Также установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ИП Горбулиной О.В. учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов не ведется, не предоставлен журнал по образованию и движению отходов производства и потребления.

Вопреки требованиям ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ходе проверки ИП Горбулиной О.В. план природоохранных мероприятий на 2012 год и отчет по исполнению плана природоохранных мероприятий за 2011 год не предоставлен.

В нарушение ст. 67 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) не осуществляется. Также в нарушение ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 22, 30 Федерального закона от 4.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Горбулина не провела инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным, а к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты и на водосбросные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

В соответствии с Приказом № 557 от 08.06.2006 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом согласно этому же приказу признается календарный квартал.

Однако, в нарушение п.п. 3-5, 7 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов» ИП Горбулина О.В. не предоставлены подтверждающие документы о сдаче отчетности за 2011 год по месту осуществления хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы, в территориальный орган Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

Более того, в нарушение ст. ст. 3, 16 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ИП Горбулиной О.В. плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3, 4 кварталы 2011 года и 1 квартал 2012 года не внесена.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе, право на обеспечение на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану жизни и здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Отсутствие инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, неосуществление производственного контроля, неоформление паспортов отходов, которые образуются в ходе хозяйственной деятельности ИП Горбулиной О.В. приводит к загрязнению окружающей среды и, как следствие, нарушает права неопределенного круга лиц, как проживающих, так и пребывающих на территорию города.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании изложенного, и представленных доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора г. Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации к ИП Горбулиной О. В. о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ИП Горбулиной О. В. выразившееся в непринятии в полном объеме мер по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществление производственного контроля, не оформлении паспортов отходов, которые образуются в ходе хозяйственной деятельности, отсутствие за платы негативное воздействие на окружающую среду.

Обязать ИП Горбулину О. В. в срок не позднее 01.09.2012 года определить класс опасности образующихся отходов, оформить паспорта на отходы производства и потребления; провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Обязать ИП Горбулину О. В. в срок не позднее 01.09.2012 года провести профподготовку специалистов, ответственных в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, на право обращения с отходами 1-4 класса опасности.

Обязать ИП Горбулину О. В. не позднее 01.08.2012года:

- разработать план-график производственного контроля на источниках выбросов загрязняющих веществ на 2012;

- разработать план природоохранных мероприятий на 2012 год и подготовить отчет по исполнению плана природоохранных мероприятий за 2011 год;

- организовать учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов;

- сдать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в установленном законом порядке;

- организовать площадки и места для сбора и временного размещения образующихся отходов;

- произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3, 4 кварталы 2011 года и 1 квартал 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.

Судья -