к делу 2-595/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Горячий Ключ 06 июля 2012 года Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего Дзигаря А.Л., при секретаре Полькиной Г.А., с участием помощника прокурора г.Горячий Ключ Панфилова М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Горячий Ключ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Отделу капитального строительства администрации МО г.Горячий Ключ, Администрации муниципального образования г.Горячий Ключ о признании незаконным бездействия и о понуждении к взысканию неустойки, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Горячий Ключ Краснодарского края, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Отделу капитального строительства администрации МО г.Горячий Ключ, Администрации муниципального образования г.Горячий Ключ о признании незаконным бездействия администрации МО г.Горячий Ключ и о понуждении к взысканию неустойки. Прокуратурой города Горячий Ключ, по указанию прокуратуры Краснодарского края, в мае - июне 2012 года проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении муниципальных заказов, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Проверкой, установлено, что 19 ноября 2011 года по результатам открытого аукциона в электронной форме между Отделом капитального строительства администрации МО г.Горячий Ключ и ООО «Альтернатива-2» заключён муниципальный контракт №«...» на выполнение работ по строительству объекта «Подводящий газопровод к с.Безымянное г.Горячий Ключ». Стоимость работ, согласно условиям указанного муниципального контракта, составила 16490871,15 рублей, финансирование за счет средств краевого и местного бюджетов. Срок выполнения работ до 25.12.2011 года (п. 3.1 контракта). В соответствии с п. 10 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. Согласно п.11 Закона 94-ФЗ в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Согласно п.14.1 заключенного между ОКС и ООО «Альтернатива-2 муниципального контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки.(штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что по состоянию на 01 июня 2012 года работы по строительству объекта «Подводящий газопровод к с. Безымянное г. Горячий Ключ» в полном объеме не завершены. Вместе с тем, ОКС администрации МО г. Горячий Ключ, несмотря па просрочку исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств по муниципальному контракту, требований об уплате неустойки (штрафа, пени) подрядчику не выставлял. До настоящего времени ОКС администрации МО г.Горячий Ключ мер к восстановлению своих нарушенных прав как муниципального заказчика работ не предпринимал. Просрочка исполнения обязательства ООО «Альтернатива-2» на момент проведения прокуратурой г.Горячий Ключ проверки составила 5 месяцев. Согласно письму начальника ОКС администрации МО г. Горячий Ключ Зуевой С.Н ООО «Альтернатива-2» по состоянию на 01.06.2012 года выполнило взятые па себя обязательства но строительству объекта «Подводящий газопровод к с. Безымянное г. Горячий Ключ» только на 70 %. В ходе проведенной ранее проверки в данной сфере, прокуратурой города в представлении, внесенному главе МО г. Горячий Ключ 21.02.2012 исх. № 07-01-2012 года № 695, указано на изложенные выше нарушения в деятельности ОКС администрации МО г. Горячий Ключ. В ответе на представление с нарушениями, в нем указанными, администрация МО г.Горячий Ключ согласилась, к дисциплинарной ответственности привлекла заместителя начальника ОКС, однако, нарушения не устранила. Ввиду бездействия ОКС администрации МО г. Горячий Ключ и органа местного самоуправления МО г. Горячий Ключ по восстановлению своих нарушенных прав из заключенного муниципального контракта является основанием для обращения прокурора г.Горячий Ключ с соответствующим исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г.Горячий Ключ и Отдела капитального строительства администрации МО г.Горячий Ключ по непринятию мер к взысканию с ООО «Альтерпатива-2» неустойки за неисполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом №«...» от 19.11.2011 года, обязании ОКС администрации МО г.Горячий Ключ принять меры к восстановлению нарушенных гражданских прав взыскать с ООО «Альтерантива-2» неустойку за неисполнение в установленный срок взятых на себя обязательств из муниципального контракта №«...» от 19.11.2011 года. В судебном заседании помощник прокурора г.Горячий Ключ Панфилов М.П., поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Представитель Отдела капитального строительства администрации МО г.Горячий Ключ Зуева С.Н., руководитель отдела в судебном заседании пояснила, что денежные средства по краевой программе поступили на счета в конце года, продление срока действия контракта законом не предусмотрено, поэтому подрядчик заведомо принял на себя обязательства по неисполнению строительства в срок до 25.12.2011 года, поскольку выполнение работ, обеспечивающих ввод и нормальную эксплуатацию объекта, в указанный срок не представлялось возможным. В настоящее время объем выполненных строительно-монтажных работ на объекте составляет 70 %. Представитель соответчика, Администрации МО г.Горячий Ключ Краснодарского края, Исакова С.В., ведущий специалист правового управления, действующая по доверенности № 22 от 12.04.2012 года в судебном заседании возражала против заявленного иска, суду показала, что ОКС – самостоятельный субъект правоотношений, поэтому привлеченная в качестве соответчика, Администрация МО г.Горячий Ключ не вправе нести ответственность по выполнению условий заключенного муниципального контракта №«...» от 19.11.2011 года. Представитель заинтересованного лица, директор ООО «Альтернатива-2» Рерих Е.В. в судебном заседании показал, что ООО «Альтернатива-2» ведет строительство подводящего газопровода высокого давления d 315мм ПЭ100 SDR-11 2 очередь в системе газоснабжения с.Безымянного в г.Горячий Ключ, по состоянию на 01.06.2012 года объект укомплектован на 100% трубой, фасонными частями и оборудованием. Основные причины невыполнения договорных обязательств – погодные условия и затяжной характер разработки проектов, согласование производства работ с Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края, также причиной невыполнения является то, что трасса газопровода проходит по лесному массиву и гористой местности, что не позволяет достигнуть высокой производительности работ из-за стеснённых условий. Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика и представителя соответчика, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, находит правильным отказать в удовлетворении искового заявления по следующим основаниям. Судом установлено, что 19.11.2011 года был заключен муниципальный контракт №«...» на выполнение работ по строительству объекта «Подводящего газопровода к с.Безымянное г.Горячий Ключ». Заказчиком является отдел капитального строительства администрации МО г.Горячий Ключ, подрядчиком – ООО «Альтернатива-2». Согласно п.3.1 настоящего контракта срок выполнения работ с момента начала выполнения работ до 25 декабря 2011 года. Согласно ч.5 ст.9 Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» запрещено изменение в одностороннем порядке и по соглашению сторон условий контракта, указанных в ряде перечисленных в этой части других положений этого закона, в том числе ч.10 ст.41.12 Закона № 94-ФЗ, согласно которой контракт заключается на условиях указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об этом аукционе, по цене, предложенной победителем такого аукциона, а в случае заключения контракта с иным участником этого аукциона – по цене, предложенной таким участником. В свою очередь, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать в том числе, указания о сроках (периодах) выполнения работ (п.7 ч.4 ст.41 Закона № 94-ФЗ.) В соответствии с соглашением №«...» от 22.04.2011 года, заключенному между Департаментом топливно-энергетического комплекса Краснодарского края и администрацией МО г.Горячий Ключ о порядке взаимодействия по предоставлению субсидий из краевого бюджета в 2011 году, выделяемой на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Газификация Краснодарского края» на 2007-2011 годы согласно п.2.4 настоящего соглашения субсидия предоставляется на реализацию мероприятий, включенных в краевую целевую программу «Газификация Краснодарского края» на 2007-2011 годы, согласно Закону Краснодарского края от 25.12.2009 года № 1875-КЗ «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Согласно п.2.7 указанного соглашения №«...» от 22.04.2011 года получателем средств краевого бюджета в виде субсидии является Администрация МЛ г.Горячий Ключ. Обязанность своевременности перечисления в полном объеме полученных средств из краевого бюджета предусмотрена п.3.2.3 соглашения №«...» от 22.04.2011 года. Согласно ст.1 Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Согласно ст.3 ФЗ № 94 от 21.07.2005 года под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, … либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений. Документация об открытом аукционе содержала в себе положения, корректировка и изменение которых являлась недопустимой: предельно короткие сроки выполнение работ, муниципальный контракт №«...» заключен 19.11.2011 года, срок выполнения работ 25.12.2011 года; денежные средства из краевого бюджета поступили на счёт администрации г.Горячий Ключ в конце декабря. Кроме того, разделом 1 соглашения №«...» от 22.04.2011 года реализация мероприятий краевой целевой программы «Газификация Краснодарского края» на 2007-2011 годы предусматривает срок исполнения 31.12.2011 года. Указанные обстоятельства не воспрепятствовали подрядчику принять на себя обязательства по строительству объекта – подводящего газопровода высокого давления к с.Безымянное г.Горячий Ключ, так как реализация указанной целевой программы обеспечивает благоприятную жизнедеятельность определенного круга лиц, являющимися жителями с.Безымянное и нуждающимися в комфортных условиях быта. Поскольку по смыслу ст.45 ГПК РФ предусмотрено право на обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, указанное исковое заявление, поданное прокурором г.Горячий Ключ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц никоем образом не совпадает с интересами граждан и позицией прокурора г.Горячий Ключ, изложенной в исковом заявлении, поскольку затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в большей мере заинтересованных в строительстве указанного объекта, имеющего существенное значение в реализации потребностей жителей данного населенного пункта. Судом установлено, что строительство объекта подходит к завершению, объект укомплектован на 100% необходимым оборудованием, тем самым подкрепляя пункт 3.2.12 соглашения №«...» от 22.04.2011 года, обеспечивающий целевое и эффективное использование субсидий, выделяемых из краевого бюджета. В настоящее время возврат полученных субсидий в краевой бюджет недопустим, поскольку, указанное обстоятельство приведет к неисполнению обязательств, вытекающих из заключенного соглашения и муниципального контракта. В соответствии со ст.9 Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Поэтому обращение ОКС по взысканию неустойки по муниципальному контракту №«...» от 19.11.2011 года, является правом ОКС, а не обязанностью. На основании изложенного, суд установил, что требования прокурора г.Горячий Ключ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Отделу капитального строительства администрации МО г.Горячий Ключ, Администрации муниципального образования г.Горячий Ключ о признании незаконным бездействия администрации МО г.Горячий Ключ и о понуждении к взысканию неустойки не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора города Горячий Ключ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Отделу капитального строительства администрации МО г.Горячий Ключ, Администрации муниципального образования г.Горячий Ключ о признании незаконным бездействия администрации МО г.Горячий Ключ и о понуждении к взысканию неустойки, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 30 дней. Судья -