Дело №2-343/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2011 года г.Горячий Ключ
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего: Негода О.И
при секретаре: Оганесян А.В.
с участием прокурора: Коваленко Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора г.Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по г.Горячий Ключ о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОВД г.Горячий Ключ (в порядке ст.45 ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Горячий Ключ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по г.Горячий Ключ о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОВД г.Горячий Ключ. В обоснование заявления указано, что прокуратурой г.Горячий Ключ в результате проверок соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания, установлено, что условия лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания г.Горячий Ключ, не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и ст. 23 Федерального Закона № 103-ФЗ от 21.07.1995года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке. В ИВС ОВД г. Горячий Ключ не все камеры для содержания подозреваемых и обвиняемых оборудованы спальными местами, не имеется столов, скамеек, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопки для вызова дежурного. Также, в камерах отсутствуют средства радиовещания, размер санитарной площади на одного человека не соответствуют указанным нормам, в камерах отсутствуют санузлы, не имеется водоснабжения. На основании п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе, доврачебной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, включающим и медицинские осмотры. Так, в ИВС ОВД г. Горячий Ключ в должности фельдшера состоит ФИО, которой содержащимся оказывается медицинская помощь без соответствующей лицензии. Несоблюдение установленных требований влечет нарушение конституционных прав лиц, арестованных в административном порядке, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностными лицами ОВД г. Горячий Ключ для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, не созданы материально-бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, что является нарушением их прав. Однако надлежащие меры по устранению выявленных нарушений не приняты, что свидетельствует о бездействии должностных лиц ОВД г. Горячий Ключ. В результате указанного бездействия на протяжении длительного времени нарушаются права граждан, что недопустимо. Просил признать незаконной существующую организацию деятельности изолятора временного содержания ОВД г. Горячий Ключ, а также просил обязать ОВД г. Горячий Ключ организовать обеспечение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, предметами индивидуального пользования (индивидуальным спальным местом), оборудовать камеры в соответствии с предъявляемыми требованиями, Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Представитель прокуратуры г.Горячий Ключ Коваленко Ю.Ю. в ходе судебного заседания поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ОВД г.Горячий Ключ по доверенности Киян В.В. в судебном заседании иск признал в части, указал при этом, что действительно не все камеры для содержания подозреваемых и обвиняемых оборудованы спальными местами, не имеется столов, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопки для вызова дежурного. В камерах размер санитарной площади на одного человека соответствует указанным нормам. Отсутствует канализация, санузел, радиовещание, холодильник, телевизор. Имеется вентиляция. По медицинской деятельности контроль по ИВС осуществляет ФИО, она не осуществляет медицинскую помощь, а при поступлении лиц в ИВС ведет опрос на жалобы медицинского характера, лицензии она не имеет, лицензировать фельдшера нет смысла. Они заключили договор с ЦГБ г.Горячий Ключ и с поликлиникой г.Горячий Ключ о медицинской помощи. Полагает, что в организации деятельности изолятора временного содержания отсутствует бездействие должностных лиц ОВД. Управление внутренних дел является бюджетной организацией, финансируется из средств федерального и краевого бюджетов, в связи с чем, материально- техническое обеспечение управления полностью зависит от объемов поступающего финансирования.
Заинтересованное лицо, начальник ИВС г.Горячий Ключ Безух С.С. возражал против удовлетворения исковых требований, указав при этом, что размер санитарной площади на одного человека соответствует указанной норме. Из 10 камер в 4 камерах сделан ремонт, и там стоят шкафы. Вещи индивидуального пользования выдаются каждому. Договор на стирку заключен, а также заключен договор на оказание медицинской помощи с ЦГБ и поликлиникой. Вентиляция сделана и отвечает последним требованиям. В камерах скамеек и шкафов нет, телевизора, холодильника нет, радиовещания нет, санузлов, водопровода и канализации нет. Кнопка вызова дежурного есть у постового, который постоянно дежурит возле камер, и к нему может обратиться каждый, который находится в камере. Фельдшер сама не оказывает медицинскую помощь, только по указанию врача, также она следит за санобработкой, общей санитарии и гигиены. Полагает, что не было бездействия в организации деятельности ИВС, они постоянно направляли запросы в различные инстанции, имеются сметы. Все необходимые меры входящие в компетенцию ИВС исполняются, но в связи с отсутствием материально- технического обеспечения, они не могут устранить все недостатки. Просил в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, з/лицо, изучив материалы дела, письменные доказательства, считает правильным удовлетворить иск прокурора.
В соответствии со ст.27.3 КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.32.8 КоАП РФ отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вопросы содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, регулируются Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 года №627 (в редакции Постановления Правительства от 01 февраля 2005 года №49), а также Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом Министерства Внутренних дел России №605 от 06 июня 2000 года.
Нарушены требования ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которой установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, а также норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Также в нарушение требований ст.23 ФЗ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» камеры ИВС не оборудованы кнопкой для вызова дежурного.
Как установлено в ходе судебного заседания в ИВС ОВД г. Горячий Ключ не все камеры для содержания подозреваемых и обвиняемых оборудованы спальными местами, не имеется столов, скамеек, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопки для вызова дежурного. Также в камерах отсутствуют средства радиовещания, размер санитарной площади на одного человека не соответствуют указанным нормам, в камерах отсутствуют санузлы, не имеется водоснабжения.
В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. При этом, каких - либо исключений данный закон не предусматривает.
На основании п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе, доврачебной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, включающим и медицинские осмотры.
Так, в ИВС ОВД г. Горячий Ключ в должности фельдшера состоит ФИО, которой содержащимся оказывается медицинская помощь без соответствующей лицензии.
В судебном заседании установлено, что указанные нарушения носят систематический характер, ранее неоднократно прокурором указывалось на эти нарушения, однако нарушения не устранены. Бездействиями должностных лиц ОВД нарушаются требования гигиены и санитарии, в связи с чем, должностным лицам ОВД надлежит организовать работу в этом направлении, так, чтобы права лиц, содержащихся под стражей, а также лиц, арестованных в административном порядке, не были нарушены.
При таких обстоятельствах суд находит установленным факт нарушений Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также законодательства, регламентирующего порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, выявленных в деятельности изолятора временного содержания ОВД по г.Горячий Ключ.
Таким образом, суд признавая исковое заявление прокурора г.Горячий Ключ обоснованным, находит необходимым обязать ОВД по г.Горячий Ключ устранить в полном объеме допущенные нарушения прав лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г.Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по г.Горячий Ключ о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОВД г.Горячий Ключ (в порядке ст.45 ГПК РФ) – удовлетворить.
Признать удовлетворительной существующую организацию деятельности изолятора временного содержания ОВД г. Горячий Ключ.
Обязать ОВД г. Горячий Ключ организовать обеспечение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, предметами индивидуального пользования (индивидуальным спальным местом), оборудовать камеры в соответствии с предъявляемыми требованиями, Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий –