Решение от 01.11.2010



№ 2-283/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Голышманово 01 ноября 2010 года

Голышмановский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Заплатиной Н.А.

при секретаре Кокориной Л.В.,

с участием помощника прокурора Голышмановского района Тюменской области Черняевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица администрация Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района – Главы администрации Градкова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Голышмановского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района, выразившегося в непринятии мер для создания условий для забора воды, в целях пожаротушения, из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Терехина и д. Новоселки, а так же для установления системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в д. Новоселки и д. Святославка, обязании создать условия для забора воды, в целях пожаротушения, из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Терехина и д. Новоселки, установить системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в д. Новоселки и д. Святославка,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Голышмановского района Тюменской области, с учетом уточнения заявленных требований, в интересах неопределенного круга лиц – жителей Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района, выразившегося в непринятии мер для создания условий для забора воды, в целях пожаротушения, из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Терехина и д. Новоселки, а так же для установления системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в д. Новоселки и д. Святославка, обязании создать условия для забора воды, в целях пожаротушения, из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Терехина и д. Новоселки, установить системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в д. Новоселки и д. Святославка, мотивируя заявленные требования тем, что в ходе проведения прокуратурой Голышмановского района Тюменской области, в рамках надзора за соблюдением федерального законодательства о пожарной безопасности, проверки установлено, что на территории Голышмановского муниципального района за 9 месяцев 2010 года зарегистрировано 114 пожаров, из которых 6 – на территории Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района. В соответствии с информацией ОГПН по Голышмановскому району, до настоящего времени населенные пункты - д. Новоселки и д. Святославка, находящиеся на территории Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района, не обеспечены системами оповещения населения в случае возникновения пожара и чрезвычайных ситуаций, кроме того, в населенных пунктах - д. Терехина и д. Новоселки, отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения в любое время года объемом не менее 36 м. куб., чем нарушены нормы и требования законодательства в области пожарной безопасности. За указанные нарушения администрация Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района привлечена к административной ответственности, по фактам нарушения норм и требований законодательства в области пожарной безопасности прокуратурой района в адрес администрации Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района вносилось представление об устранении нарушений закона с требованием устранить нарушения и наказать виновных лиц, данное представление рассмотрено Главой администрации Бескозобовского сельского поселения, но мер по устранению выявленных нарушений принято не было. Неисполнение администрацией Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района требований действующего законодательства в области пожарной безопасности приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, а именно – жителей Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района, на обеспечение безопасности жизни и здоровья, в связи с чем, в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор Голышмановского района Тюменской области счел необходимым обратиться в суд, в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района.

Прокурор Черняева Е.В. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрация Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района – Глава администрации Градков А.Д., в судебном заседании против удовлетворения заявления не возражал, суду пояснил, что требования действующего законодательства в области пожарной безопасности администрацией Бескозобовского сельского поселения не выполнены, меры для создания условий для забора воды, в целях пожаротушения, из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Терехина и д. Новоселки, не приняты, системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в д. Новоселки и д. Святославка не установлены. На представление об устранении нарушений закона с требованием устранить нарушения и наказать виновных лиц администрацией было направлено сообщение с приложением документов. Факты привлечения населения и добровольных пожарных дружин к тушению пожаров документально не фиксируются и не оформляются, хотя и население и добровольные пожарные дружины принимали участие в ликвидации пожаров на территории сельского поселения. Денежных средств, предусмотренных бюджетом на соблюдение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, для устранения выявленных нарушений, не достаточно.

Заслушав прокурора Черняеву Е.В., пояснения представителя заинтересованного лица администрация Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района – Главы администрации Градкова А.Д., исследовав материалы настоящего дела, суд находит заявление Прокурора Голышмановского района Тюменской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Прокурором Голышмановского района Тюменской области, в адрес Главы администрации Бескозобовского сельского поселения 04.08.2010 года внесено представление об устранении нарушений закона, в связи с проведенной прокуратурой Голышмановского района Тюменской области, во исполнение задания прокуратуры Тюменской области, проверкой исполнения предоставленных законом полномочий в сфере охраны лесов от пожара, установившей факты ненадлежащего исполнения норм Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил пожарной безопасности, а именно – в лесах не принято исчерпывающих мер профилактического и предупредительного характера: добровольные пожарные дружины, организованные при сельских поселениях района, мобильные группы не привлекаются к тушению лесных пожаров, закрепленная техника и оборудование не используются, что явилось одним из факторов не обеспечения пожарной безопасности в лесах л.д. 9-11).

Как следует из копии акта проверки отдела Государственного пожарного надзора по Голышмановскому району № 166 от 16 сентября 2010 года л.д. 16-17) в отношении администрации Бескозобовского сельского поселения, проведенной на основании распоряжения отдела Государственного пожарного надзора по Голышмановскому району Тюменской области № 166-р от 13 сентября 2010 года л.д. 14-15), в результате проверки выявлены следующие нарушения: СНиП 2.04.02-84 п. 2.11.; ППБ 01-03 п. 89, 94 - не предусмотрено водоснабжение для противопожарных нужд в населенных пунктах: д. Терехино, д. Новоселки, д. Успенка, д. Святославка, имеющиеся естественные водоисточники (р. Суэтяк, р. Будачиха) не оборудованы подъездами с площадками с твердым покрытием (пирсы) размерами 12 х 12м для проезда и установки пожарных автомобилей в любое время года; ППБ 01-03 п. 114 - на территориях населенных пунктов Бескозобовской сельской администрации: д. Новоселки, д. Святославка не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре. Имеющиеся средства звукового оповещения в с. Бескозобово, д. Успенка, д. Терехино, выполненные кустарным способом, не обеспечивают оповещение населенного пункта в полной мере.

По результатам проверки ОГПН по Голышмановскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области составлен протокол об административном правонарушении № 262 от 16 сентября 2010 года, на основании которого вынесено постановление № 262 от 17 сентября 2010 года о привлечении администрации Бескозобовского сельского поселения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 10 000 рублей л.д. 18-19).

В соответствии с сообщением ОГПН по Голышмановскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области № 4/1283 л.д. 20-25), по результатам внеплановых проверок по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности администрациями сельских поселений Голышмановского муниципального района установлено следующее: населенные пункты Бескозобовского сельского поселения (кроме д. Новоселки, д. Святославка) обеспечены системами оповещения населения в случае возникновения пожара (оповещение при помощи удара о металлическую поверхность); населенные пункты Бескозобовского сельского поселения - д. Терехино, д. Новоселки не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения в любое время года объемом не менее 36 м. куб.

Согласно сообщению ОГПН по Голышмановскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области № 4/1367 от 07.10.2010 г. л.д. 26), на территории Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района за 9 месяцев 2010 года произошли 1 пожар и 5 лесных пожаров.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров; пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

В силу ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 1, 9, 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Согласно п. 2.11. СНиП 2.04.02-84, противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В силу п. 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Судом установлены в судебном заседании и материалами дела подтверждены факты допущенных администрацией нарушений п. 2.11. СНиП 2.04.02-84; п.п. 89, 94, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), а также совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные факты не оспорены представителем заинтересованного лица администрация Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района – Главой администрации Градковым А.Д., доказательств обратного, а также принятия всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований пожарной безопасности, администрацией Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района суду не представлено.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

В связи с изложенным, суд полагает, что бездействие администрации Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района, выразившееся в непринятии мер для создания условий для забора воды, в целях пожаротушения, из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Терехина и д. Новоселки, а так же для установления системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в д. Новоселки и д. Святославка, является незаконным, поскольку в результате указанного бездействия нарушено право неопределенного круга лиц – жителей Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, и полагает необходимым обязать администрацию Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Голышмановского района Тюменской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района, выразившееся в непринятии мер для создания условий для забора воды, в целях пожаротушения, из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Терехина и д. Новоселки, а так же для установления системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в д. Новоселки и д. Святославка.

Обязать администрацию Бескозобовского сельского поселения Голышмановского муниципального района создать условия для забора воды, в целях пожаротушения, из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Терехина и д. Новоселки, установить системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в д. Новоселки и д. Святославка.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы через Голышмановский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2010 года.

Судья Н.А. Заплатина