№ 2-13/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Голышманово 23 января 2012 года Голышмановский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Шаблаевой Т.Н., с участием истца Склюева Н.В., ответчика в лице представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Беляковой Т.А., действующей на основании доверенности № 88 от 23 января 2012 года, при секретаре Григорьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Склюева Николая Владимировича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области № 162 от 03 ноября 2011 года в части не включения в стаж период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года, включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года. УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области № 162 от 03 ноября 2011 года в части не включения в стаж период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года, включении в стаж для назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года. В судебном заседании Склюев Н.В., поддерживая свои требования, пояснил суду, что согласно пункту 3 статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения на военной службе засчитывается в стаж работы. До призыва на военную службу он работал в Медведевской средней школе учителем, призвали в армию, по окончанию службы вернулся в школу и работает в школе по настоящее время. Считает, что у него имеется 25 летний педагогический стаж, необходимый для назначения льготной пенсии. Просит признать решение пенсионного органа в части не включения периода службы в армии незаконным и включить данный период в стаж работы. Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области Белякова Т.А., действующая на основании доверенности № 88 от 23 января 2012 года (л.д.28), требования истца не признала, суду пояснила, что действующее законодательство не позволяет засчитать в специальный стаж службу Склюева Н.В. в армии с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года. Раннее действовавшим законодательством было предусмотрено включение в стаж периоды службы в армии при условии, если на 01 января 1992 года стаж работы составлял 16 лет 8 месяцев. Однако у истца данное условие не выполнено. Кроме этого, на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, служба в составе Вооружённых Сил СССР не по специальности, в специальный стаж не засчитывается, поэтому период службы в армии не был включён Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе в стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии. Заслушав истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Склюев Н.В. 03 ноября 2011года обратился в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости с включением в специальный стаж службу в рядах Вооружённых Сил СССР (л.д.25-27). Решением Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области об оценке пенсионных прав застрахованных лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение № 162 от 03 ноября 2011 года, Склюеву Н.В. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа – 25 лет. При этом пенсионным органом было установлено, что специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на дату обращения, то есть на 03 ноября 2011 года составил 23 года 02 дня. По мнению пенсионного органа период действительной военной службы с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года не может быть зачтён в специальный стаж, так как не предусмотрен Списком, кроме того служба протекала не по специальности (л.д.16-17). С выводом пенсионного органа суд не может согласиться по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее Список) и Правила исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не предусматривают включение периодов службы в Вооруженных силах в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Судом установлено, что ответчиком в специальный стаж засчитаны периоды работы истца учителем труда, его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на дату обращения, то есть на 03 ноября 2011 года составил 23 года 02 дня. Из копии военного билета серия НА № 6145361 и справки № 330, выданной 06 декабря 2011 года временно исполняющего обязанности начальника отдела военного комиссариата Тюменской области по Голышмановскому и Аромашевскому районам Кабаковым Ю.Н. следует, что с 05 ноября 1984 по 22 октября 1986 года Склюев Н.В. проходил срочную службу в Российской армии (л.д.14-15, 18). На военную службу Склюев Н.В. был призван на момент осуществления педагогической деятельности в образовательном учреждении – Медведевской 8-летней школе в качестве учителя труда, что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д.11-13). В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего в указанный спорный период времени, и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию по выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало до 01 октября 1993 года, то есть период службы Склюева Н.В. в Советской армии имели место именно в период действия указанного постановления. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Также согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Принимая во внимание изложенное, суд признаёт незаконным решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда в Голышмановском районе Тюменской области № 162 от 03 ноября 2011 года об отсутствии у Склюева Н.В. права на досрочную трудовую пенсию в связи с отсутствием необходимого специального стажа – 25 лет. На Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда в Голышмановском районе Тюменской области следует возложить обязанность включить Склюеву Н.В. период действительной военной службы с 05 ноября 1984 по 22 октября 1986 года в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии по старости. На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьями 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Склюева Николая Владимировича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области № 162 от 03 ноября 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в части не включения в стаж период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года, включении в стаж для назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года – удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области № 162 от 03 ноября 2011 года об отказе Склюеву Николаю Владимировичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в части не включения в стаж период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года – незаконным. Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Склюева Николая Владимировича период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 05 ноября 1984 года по 22 октября 1986 года. Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме. Федеральный судья Голышмановского районного суда Тюменской области Т. Н. Шаблаева