Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Аромашево «29» мая 2012 года
Голышмановский районный суд Тюменской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Калининой О.Н.,
при секретаре Танян С.В.,
с участием представителя истца Жамалиевой Г.Г.,
представителя представителей ответчика – администрации Аромашевского муниципального района – Угрюмовой Л.И., Тарадановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-76/2012 по иску Жамалиевой Хадичи к администрации Аромашевского МР о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2010года и предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Жамалиева Х. обратилась в суд с иском к администрации Аромашевского муниципального района о признании её нуждающейся в в улучшении жилищных условий, постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий с 2010года и предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, ветеран труда, труженик тыла, награждена орденом «Материнская слава», своего жилья не имеет, проживает в старом деревянном доме, процент износа которого 70%, отсутствуют удобства, нет ванной, туалета, водоснабжения, отопление печное. С 2010года неоднократно обращалась в администрацию муниципального района об улучшении своих жилищных условий, с предоставлением всех необходимых документов, но ей отказывают по формальным основаниям. Считает, что она имеет право улучшить свои жилищные условия в соответствии с Законом «О ветеранах» и в соответствии со ст. 49,51 ЖК РФ.
Истец в судебное заседание не явилась, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие с участием её представителя Жамалиевой Г.Г. Дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель истца по доверенности Жамалиева Г.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в заявлении основаниям, суду пояснила, что её мама проживает в старом доме по <адрес>. Новоаптула, который ей не принадлежит, у неё в собственности жилья нет, правом на приватизацию она не пользовалась. В данном доме, кроме мамы, проживает она сама с 16-летним сыном, два её брата. Данный дом строил отец в 60-х годах для семьи. Дом по <адрес> также строил отец для сына ФИО4, в данном доме никто не жил, в настоящее время там ночует ФИО4. Почему её и сына зарегистрировали по данному адресу, не знает, заявления о регистрации не подавала, так распорядилась сельская администрация, у неё в паспорте адрес регистрации не значится. Технические паспорта на дома по <адрес> имеются, но они сделаны по инициативе сельской администрации. Считает, что её мама имеет право на улучшение жилищных условий, от предоставления специализированного жилья маме отказывается.
Представитель ответчика администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области Угрюмова Л.И., действующая на основании доверенности, с иском не согласна, суду показала, что действительно представитель истца по доверенности обращалась от имени своей мамы в администрацию района о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о предоставлении ей сертификата для приобретения жилья. Данное заявление и представленные документы были рассмотрены, о включении в список очередников было отказано. Отказано на том основании, что Жамалиева Х. имеет жилье в собственности, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, данная выписка является документом, подтверждающим право собственности, на основании данной выписки регистрируется право собственности в ЕГРП на недвижимость. В данном доме зарегистрированы 3 человека, общая площадь дома 48 кв. м, при учетной норме 15 кв. м. на человека, жильем обеспечена. Дом не признан аварийным, пригоден для проживания. Кроме того, ей постоянно оказывалась помощь, выделялись денежные средства на ремонт дома. Сама представитель истца проживает в <адрес> и также неоднократно обращалась в администрацию и управление соц. защиты населения о предоставлении различных льгот, ремонт дома по <адрес>. Учитывая, что истец является вдовой инвалида ВОВ, несмотря на то, что оснований для постановки её на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, нет, администрация предлагала истцу специализированное жилье – однокомнатная квартира с удобствами, однако представитель истца Жамалиева Г.Г. отказывается от данной квартиры.
Представитель ответчика администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области Тараданова М.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласна по тем же основаниям.
Судом в порядке ст. 41 ГПК РФ в качестве соответчика было привлечено к участию в деле Правительство Тюменской области. Представитель соответчика в суд не явилась, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Правительства Тюменской области.
Согласно отзыва на исковое заявление, Правительство Тюменской области с иском не согласны, по тем основаниям, что Жамалиева Х. проживает в жилом помещении общей площадью 48 кв. м., пригодном для проживания, с двумя членами семьи, из выписки из похозяйственной книги, дом принадлежит на праве собственности истцу. Основания для признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, перечислены в ст. 51 ЖК РФ, и поскольку, Жамалиева Х. является собственником жилого помещения и обеспечена общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы, оснований для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий нет.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истец Жамалиева Х. является ветераном труда, ветераном ВОВ, а также вдовой инвалида ВОВ, что подтверждается удостоверениями истца и сведениями управления социальной защиты населения Аромашевского района (л.д.13-15,34).
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008года № 714 (в редакции от 09.01.2010года) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", - считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно, ст. 21 Федерального Закона от 12.01.1995года № 5-ФЗ (в редакции от 16.11.2011года) «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки… в том числе (п. 4) - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены статьей 51 ЖК РФ, согласно которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.4,5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно, решения Думы Аромашевского муниципального района от 14.04.2008года № 14, установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как следует из заявления представителя истца Жамалиевой Х.- Жамалиевой Г.Г. в районную жилищную комиссию администрации Аромашевского МР 21.03.2011года, она просит принять Жамалиеву Х. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку, она является вдовой участника войны, для получения сертификата для приобретения жилья. В заявлении, состав семьи, указывает 1 человек (л.д.61). К заявлению приложена выписка из похозяйственной книги, согласно которой Жамалиева Хадича имеет в частной собственности жилой дом общей площадью 48 кв. м. (л.д.64).
Как следует из сведений федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от 14.03.2011года, а также от 11.04.2012года, сведения о наличии на праве собственности недвижимого имущества на Жамалиеву Хадичу отсутствуют (л.д.37, 68).
Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от28.02.2012года, Жамалиева Хадича собственником <адрес>, не значится, право бесплатной приватизации не использовано (л.д.36, 76).
Вместе с тем, согласно ст. 6 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Ранее, на основании инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985года, действовавшей до принятия ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в сельской местности основанием для регистрации права на недвижимое имущество являлись надворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, а также другие документы, подтверждающие право собственности на строения, указанные в Инструкции.
Таким образом, выписка из похозяйственной книги о наличии жилого дома в частной собственности, является документом, дающим право собственности на данный жилой дом для регистрации в ЕРГП не недвижимость.
Представитель истца Жамалиева Г.Г. в судебном заседании не отрицала факта того, что на дом имеется технический паспорт, для регистрации права собственности, она в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, не обращалась. Также пояснила, что данный дом был построен её отцом (мужем истца Жамалиевой Х.) для семьи.
Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что жилой <адрес> принадлежит на праве собственности истцу Жамалиевой Х.
Комиссией администрации Аромашевского МР 19.02.2010года, был обследован жилой <адрес> в д. Новоаптула. Дом признан пригодным для постоянного проживания (л.д.70).
По обращению в жилищную комиссию, Жамалиевой Х. дан ответ об отсутствии оснований для включения её в список очередников в связи с наличием в собственности жилья и разъяснено право обратиться с заявлением об обследовании жилья на пригодность (непригодность) проживания в нём (л.д.71).
Истец в комиссию для обследования дома не обращалась.
Как следует из ответа главы администрации Аромашевского района от 18.01.2012года, Жамалиевой Х. разъяснено, что основанием выдачи жилищного сертификата на получение социальной выплаты для приобретения жилья является решение жилищной комиссии, необходимо вновь обратиться в жилищную комиссию с заявлением и документами (л.д.10).
Согласно выписки из распоряжения главы администрации Аромашевского муниципального района № 246-р от 30.03.2011года, Жамалиевой Г.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с отсутствием оснований (л.д.72).
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Угрюмова Л.И., представитель истца Жамалиева Г.Г. вторично обращалась с заявлением в комиссию о предоставлении ей жилищного сертификата, но дополнительных документов, помимо те, что были представлены в 2011году, не представила.
Представитель истца не отрицала данного факта, пояснив, что никаких дополнительных документов, кроме тех, что были представлены ранее, не имеется.
Как следует из выписки из лицевого счета администрации Сорочкинского сельского поселения, Жамалиева Хадича проживает и зарегистрирована в <адрес>, имеет состав семьи: сына ФИО4 1962года рождения и сына ФИО3 1966года рождения (л.д.59).
Из выписки из лицевого счета администрации Сорочкинского сельского поселения, Жамалиева Гашура Гайзетдиновна проживает и зарегистрирована <адрес>, имеет состав семьи: сына Ильнура 1995года рождения (л.д.60).
Как пояснила представитель истца в судебном заседании дом по <адрес> был также построен её отцом для сына ФИО4, который в настоящее время там преимущественно проживает.
В доказательство того, что представитель истца не проживает с матерью, а проживает в <адрес>, где зарегистрирована вместе с сыном, ответчик представил в суд заявления Жамалиевой Г.Г. в администрацию, в управление соц. обеспечения для предоставления ей различных льгот, где она указывает адрес проживания по <адрес> (л.д.114-127).
Согласно сведений из ТП № 2 МРО УФМС России по Тюменской области в Голышмановском районе, Жамалиева Хадича зарегистрирована в <адрес>), ФИО3 зарегистрирован в <адрес>, ФИО4 зарегистрирован в <адрес> Жамалиева Гашура Гайзетдиновна зарегистрирована в д. Новоаптула (адрес не указан), Мухамодиев Ильнур зарегистрирован <адрес> (л.д.54-56).
Согласно сведениям из администрации Сорочкинского сельского поселения, Жамалиевы Хадича и сыновья ФИО3 и ФИО4 зарегистрированы по адресу <адрес>; Жамалиева Г.Г. и её сын ФИО11 зарегистрированы по <адрес>, фактически проживают по <адрес> (57-58).
В суде в качестве свидетеля допрошена ФИО8, которая показала, что является заместителем главы администрации Сорочкинского сельского поселения, в <адрес> проживает и зарегистрирована Жамалиева Х. с сыновьями ФИО3 и ФИО4. Жамалиева Г.Г. с сыном проживают и зарегистрированы в <адрес>, в последнее время примерно год, Жамалиева Г.Г. с сыном проживают в доме матери и она ухаживает за мамой. Регистрация по адресам проводилась после присвоения улиц и домов в деревне и раньше в паспортах штамп не ставили, с 2008года в паспорте ставится штамп о регистрации. Поскольку, Жамалиева Х. была зарегистрирована в 1977году, а Жамалиева Г.Г. в 1099году, т.е. до 2008года, у них не стоит в паспортах адрес регистрации.
Таким образом, судом установлено, что в <адрес> зарегистрированы и постоянно проживают 3 человека.
Доводы представителя истца о том, что она никогда не проживала в <адрес> опровергаются перечисленными выше доказательствами, показаниями свидетеля. На данный дом также имеется технический паспорт, что не отрицала и представитель истца.
Как следует из выписки из похозяйственной книги, общая площадь дома составляет 48 кв. м., исходя из учетной нормы 15 кв. м. (зарегистрированы в доме и проживают 3 человека ), истец обеспечена жилой площадью более учетной нормы.
В суд представителем ответчика представлен акт обследования жилья от 29.05.2012года, согласно которого дом пригоден для проживания (л.д.132).
У суда нет оснований не доверять актам комиссии администрации района и они не оспорены.
Истец просит суд признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Аромашевского района поставить её как вдову инвалида Вов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2010года и предоставить благоустроенное жилое помещение.
Решение комиссии истец не обжалует и не просит признать его незаконным. Кроме того, администрация вправе принимать решение о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, а в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 24.04.2006года «О реализации полномочий в области жилищных отношений», органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению квартир в рамках целевых программ.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку, Закон «О ветеранах» и Указ Президента указывает именно на ветеранов, участников, инвалидов ВОВ и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, перечислены в ст. 51 ЖК РФ, которые указаны выше, Жамалиева Х. не подходит под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жамалиевой Хадичи к администрации Аромашевского МР о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2010года и предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Голышмановский районный суд.
Судья О.Н.Калинина