Дело № 2 – 79/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Голышманово 19 марта 2010 года
Голышмановский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Шаблаевой Т.Н.,
с участием заместителя прокурора Голышмановского района Тюменской области Зайцевой Е.В.,
ответчика в лице главы администрации Средне – Чирковского сельского поселения Голышмановского района Тюменской области Григорьевой А.И., действующего на основании прав по должности,
при секретаре Кокориной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Голышмановского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Средне – Чирковского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Средне - Чирковского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер к расчистке подъездных путей к свалке твёрдых отходов на территории поселения, обязании администрации Средне – Чирковского сельского поселения организовать мероприятия по расчистке подъездных путей к свалке твёрдых бытовых отходов на территории поселения.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Голышмановского района Тюменской области Рябков Виталий Борисович в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Средне - Чирковского сельского поселения Голышмановского района Тюменской области о признании незаконным бездействия администрации Средне – Чирковского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер к расчистке подъездных путей к свалке твёрдых отходов на территории поселения, обязании администрации Средне – Чирковского сельского поселения организовать мероприятия по расчистке подъездных путей к свалке твёрдых бытовых отходов на территории поселения.
В заявлении прокурор Голышмановского района Тюменской области ссылается на то, что 02 марта 2010 года прокуратурой Голышмановского района проведена совместная с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Голышмановском, Аромашевском, Армизонском, Омутинском районах проверка соблюдения природоохранительного законодательства, в ходе которой были выявлены, в том числе, нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Средне – Чирковского сельского поселения.
На территории Средне - Чирковского сельского поселения в западном направлении на расстоянии 0,8 км от автодороги Голышманово – Бердюжье, Тюменской области расположена санкционированная свалка твёрдых бытовых отходов.
Как установлено проверкой, выбранный участок для устройства свалки не имеет подъездных путей к свалке, тем самым население с.Средние - Чирки не имеет возможности доставки мусора на рабочие карты свалки, складируя мусор на территориях жилых домов и в других местах.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов приводит к нарушению прав неопределённого круга лиц на благоприятную природную среду.
Просит признать незаконным бездействия администрации Средне - Чирковского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер к расчистке подъездных путей к свалке твёрдых отходов на территории поселения, обязать администрацию Средне – Чирковского сельского поселения организовать мероприятия по расчистке подъездных путей к свалке твёрдых бытовых отходов на территории поселения.
В судебном заседании заместитель прокурора Голышмановского района Тюменской области Зайцева Евгения Валерьевна просила прекратить дело производством, в связи с тем, что в судебном заседании нашёл подтверждение тот факт, что подъездные пути к свалке твёрдых бытовых отход расчищены и расчищаются постоянно. Глава Средне – Чирковского сельского поселения взяла на контроль данную дорогу.
Ответчик в лице главы администрации Средне – Чирковского сельского поселения Голышмановского района Тюменской области Григорьева Антонина Ивановна, действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора не признала суду пояснила, что дорога на свалку чистится еженедельно и в зависимости от погодных условий и частоты осадков. Мусор жителями села вывозиться на свалку. Фотография в деле не соответствует действительности, поскольку на ней изображена не территория Средне – Чирковского сельского поселения и не место свалки. Дорога к свалка имеет подъездные пути, жители села не складируют мусор на территориях жилых домов.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьёй 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года № 16, полигоны твёрдых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Согласно пункту 5.6. СанПиН 2.1.7.1038-01, один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.
Временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках (пункт 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 80).
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании было установлено, что проверка расположенных на территории района свалок, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, была проведена на основании поручения прокурора Голышмановского района Тюменской области Рябкова В.Б. № 111 от 26 февраля 2010 года л.д.7).
Из информации, предоставленной первым заместителем главы администрации Голышмановского муниципального района Поповым В.Н. усматривается, что санкционированная свалка на территории Средне - Чирковского сельского поселения Голышмановского района Тюменской области расположена на расстоянии 0,8 км от села с правой стороны, от автодороги Голышманово – Бердюжье. Имеет кадастровый номер 72:07:1309001:730, S=15000, находится в ведении Администрации Средне - Чирковского сельского поселения Голышмановского района Тюменской области л.д.10-11).
Как усматривается из справки начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Ахметова Е.В., 02 марта 2010 года сотрудниками прокуратуры Голышмановского района и специалистами Управления Роспотребнадзора по Тюменской области были проведены комплексные проверки свалок твёрдых бытовых отходов, Голышмановского района. Обследовано 15 свалок твёрдых бытовых отходов, в том числе с.Средние - Чирки. На выбранные земельные участки под размещение свалок имеются санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии их санитарным правилам (размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ свалок соответствует санитарным нормам). За эксплуатацию и санитарное содержание свалок приказами назначены ответственные лица. В ходе проверки выявлено, в том числе, что подъездные пути к свалке, расположенной на территории Средне - Чирковского сельского поселения Голышмановского района Тюменской области, не очищены от снега, что является нарушением пункта 5.6 Санитарно-эпидемиологических правил № 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» (население не имеет возможности для доставки мусора на рабочие карты свалки) л.д.8-9).
Исходя из изложенного, суд считает, что на момент проверки действительно дорога к свалке была не расчищена. Вместе с тем, фотография на листе дела № 12 не может являться доказательством по делу, поскольку из данной фотографии не возможно у становить, что на ней изображена дорога к свалке Средне – Чирковского сельского поселения. Представитель ответчика отрицает факт изображения на фотографии дороги, ведущей к свалке, территории Средне – Чирковского сельского поселения. На день рассмотрения дела в суде было установлено, что дорога к свалке расчищена, отходы жителями села вывозятся на свалку. Расчистка дороги на свалку взята под контроль лично главой данного сельского поселения. Суд считает, что при сложившихся обстоятельствах, дело подлежит прекращению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
Согласно части 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счёт средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.1038-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года № 16, СанПиН 2.1.7.1322-03, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 80, статьями 45, 254-258, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Дело производством по иску прокурора Голышмановского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Средне - Чирковоского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Средне – Чирковского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер к расчистке подъездных путей к свалке твёрдых отходов на территории поселения, обязании администрации Средне – Чирковского сельского поселения организовать мероприятия по расчистке подъездных путей к свалке твёрдых бытовых отходов на территории поселения – прекратить.
Решение может быть обжаловано сторонами в Тюменский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Судья Голышмановского
районного суда Т.Н. Шаблаева