Решение от 17.08.2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 2-266/2012

р.п. Голышманово 17 августа 2012 года

Голышмановский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Заплатиной Н.А.

при секретаре Григорьевой М.В.,

с участием заявителя Тарасовой В.С., представителя заинтересованного лица - органа местного самоуправления Администрация Голышмановского муниципального района – Конышевой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-266/2012 по заявлению Тарасовой Веры Степановны об оспаривании действий органа местного самоуправления – Администрации Голышмановского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

Тарасова В.С. 10 августа 2012 года обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления – Администрации Голышмановского муниципального района, выразившихся в вынесении постановления № 827 от 14 мая 2012 года «об исключении молодых семей из списка участников подпрограммы», в части исключения семьи Тарасовых из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, по Голышмановскому муниципальному району», просила признать распоряжение Администрации Голышмановского муниципального района № 827 от 14 мая 2012 года об исключении из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, по Голышмановскому муниципальному району, в части исключения из списка претендентов на получение социальной выплаты семьи Тарасовой Веры Степановны, незаконным, возложить на Администрацию Голышмановского муниципального района обязанность восстановить семью Тарасовой Веры Степановны, состоящую из четырех человек: Тарасовой Веры Степановны, ФИО4, и несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, по Голышмановскому муниципальному району, учитывая очередность подачи заявления на участие в программе и количество детей. Заявление мотивирует тем, что, 20 апреля 2011 года в Администрацию Голышмановского муниципального района было подано заявление с пакетом документов о включении ее семьи, состоящей из четерех человек: ФИО4, Тарасовой Веры Степановны и несовершеннолетних детей: ФИО2, ФИО3, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. 13 мая 2011 года было получено уведомление, о том, что постановлением Администрации Голышмановского муниципального района № 559 от 13 мая 2011 года их семья признана нуждающейся в жилых помещениях и участником подпрограммы, в целях предоставления социальной выплаты в 2012 году, в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23 марта 2011 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома», и включена в список, с присвоением порядкового номера 5, в соответствии с приложением к постановлению Администрации Голышмановского муниципального района № 1140 от 09 августа 2011 года «об утверждении списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Голышмановскому муниципальному району. Указывает, что, на момент подачи заявления и документов, ее семья полностью соответствовала всем обязательным условиям участия в программе, в том числе требованиям, предъявляемым к возрасту участников в подпрограмме. 11 июля 2012 года в Интернете она обнаружила сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Тюменской области на 2012 год, с порядковым номером ее семьи - 3639, и номером в пределах района - 5, а также основной список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, утвержденный приказом Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области № 267-од от 12 мая 2012 года, в котором не нашла фамилий своей семьи. В результате ее обращения в Администрацию Голышмановского муниципального района выяснилось, что 14 мая 2012 года администрацией Голышмановского муниципального района вынесено постановление № 827 «об исключении молодых семей из списка участников подпрограммы», которым ее семья, в числе других, исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Голышмановскому муниципальному району, в связи с тем, что, на день принятия решения Главным управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области об утверждении списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, на 12 мая 2012 года, возраст одного из супругов превышает 36 лет (ее мужу ФИО4 06 мая 2012 года исполнилось 36 лет). Об исключении семьи из списка, в сроки установленные законом, уведомлены не были. Считает решение об исключении ее семьи из списка участников подпрограммы незаконным, поскольку на момент принятия решения о включении ее семьи в список молодых семей – участников подпрограммы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома ее семья отвечала всем предъявляемым требованиям, указанным решением нарушены права и законные интересы ее семьи, в том числе и ее несовершеннолетних детей, на оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат за счет средств, предусмотренных в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз, указанным решением также нарушен принцип юридической стабильности правового положения субъектов права, то есть ясности относительно наличия прав и обязанностей в конкретном правоотношении, а также гарантии защиты приобретенных прав и законных ожиданий.

Заявитель Тарасова В.С. в судебном заседании заявление поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснила, что уведомление об исключении семьи из списка участников подпрограммы получено ею 16 июля 2012 года.

    Представитель заинтересованного лица - органа местного самоуправления Администрация Голышмановского муниципального района Конышева Л.С. в судебное заседание представила отзыв на заявление (л.д. 91), с заявлением Тарасовой В.С. не согласилась, просила в удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что семья Тарасовых исключена из списка молодых семей – участников подпрограммы в связи с изменениями действующего законодательства, получение уведомления об исключении из списка семьи Тарасовых заявителем 17 июля 2012 года не оспорила.

Заслушав пояснения заявителя Тарасовой В.С., представителя заинтересованного лица - органа местного самоуправления Администрация Голышмановского муниципального района Конышевой Л.С., исследовав представленные материалы, а также материалы настоящего дела, материалы учетного дела № 02-2.3, суд находит заявление Тарасовой В.С. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Положениями ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с пп. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (в редакции от 17 декабря 2010 года)), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.

В силу пп. «а» п. 1.4. Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (приложение к постановлению Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п (в редакции от 23 марта 2011 года)), участником подпрограммы является молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующему условию: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день подачи заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего Положения, для участия в подпрограмме не превышает 35 лет. Для участия в подпрограмме молодая семья в срок с 1 января до 1 августа года, предшествующего планируемому, подает в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства документы, перечень которых установлен данным Положением (п. 2.1 Положения).

Как установлено в судебном заседании и не оспорено сторонами, 20 апреля 2011 года в Администрацию Голышмановского муниципального района Тарасовой В.С. и ФИО4 подано заявление с пакетом документов о включении семьи, состоящей из четырех человек: ФИО4, Тарасовой Веры Степановны и несовершеннолетних детей: ФИО2, ФИО3, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. 11).

Как видно из копии паспорта , выданного ДД.ММ.ГГГГ Голышмановским РОВД Тюменской области (л.д. 39), ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

В соответствии с копией паспорта , выданного ДД.ММ.ГГГГ Голышмановским РОВД Тюменской области (л.д. 40), Тарасова Вера Степановна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Из копии уведомления Администрации Голышмановского муниципального района исх. № 1 от 13.05.2011 года (л.д. 19) следует, что постановлением Администрации Голышмановского муниципального района от 13.05.2011 года № 559 семья Тарасовых признана нуждающейся в жилых помещениях и участником подпрограммы в целях предоставления социальной выплаты в 2012 году в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 года № 78-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома».

Указанные документы свидетельствуют о том, что на момент подачи заявления семьей Тарасовых (на 20 апреля 2011 года) в орган местного самоуправления - администрации Голышмановского муниципального района о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, семья Тарасовых соответствовала требованиям законодательства, действующего на 20 апреля 2011 года.

Данные обстоятельства органом местного самоуправления – администрацией Голышмановского муниципального района не оспорены.

Как усматривается из копии уведомления № 1 от 15.05.2012 года, администрацией Голышмановского муниципального района направленного в адрес Тарасовой В.С. 16.07.2012 года (л.д. 21-22), постановлением администрации Голышмановского муниципального района от 14.05.2012 года № 827 семья Тарасовых исключена из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011 – 2015 годы, изъявивших желание получать социальную выплату в 2012 году.

Согласно копии постановления Администрации Голышмановского муниципального района от 14.05.2012 года № 827 «Об исключении молодых семей из списка участников подпрограммы» (л.д. 31), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», руководствуясь п. 1.4, пп. 6.4.1 приложения к постановлению Правительства Тюменской области от 23.03.2011 года № 78-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома», на основании протокола заседания комиссии по признанию молодых семей, молодых семей и молодых специалистов на селе нуждающимися в жилых помещениях и участниками подпрограммы в целях предоставления социальных выплат от 12.05.2012 № 9, согласно приложению к данному постановлению из списка участников подпрограммы исключена семья Тарасовых.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные нормы закона и материалы дела, суд пришел к выводу о том, что распоряжение администрации Голышмановского муниципального района № 827 от 14 мая 2012 года об исключении из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получать социальную выплату в 2012 году, по Голышмановскому муниципальному району, в части исключения из списка претендентов на получение социальной выплаты семьи Тарасовой Веры Степановны, является незаконным, поскольку семья Тарасовых признана нуждающейся в жилых помещениях и участником подпрограммы, в целях предоставления социальной выплаты в 2012 году, в соответствии с действующим на момент возникновения указанных правоотношений (20 апреля 2011 года) законодательством, в связи с чем, нормы, примененные администрацией Голышмановского муниципального района в качестве оснований для исключения семьи Тарасовых из списка молодых семей – участников подпрограммы, а именно: пп. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050; пп. «а» п. 1.4. Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (приложение к постановлению Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п) в редакциях, принятых после возникновения указанных правоотношений, после 20 апреля 2011 года, не могли быть применены, поскольку обратной силы не имеют, в связи с чем, заявление Тарасовой В.С. подлежит удовлетворению.

Доказательств обратного суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 12, 56, 67, 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Тарасовой Веры Степановны удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации Голышмановского муниципального района № 827 от 14 мая 2012 года об исключении из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получать социальную выплату в 2012 году, по Голышмановскому муниципальному району, в части исключения из списка претендентов на получение социальной выплаты семьи Тарасовой Веры Степановны.

Обязать Администрацию Голышмановского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, препятствие к осуществлению Тарасовой Веры Степановны и членами ее семьи их прав и свобод – восстановить молодую семью Тарасовой Веры Степановны, состоящую из четырех человек: Тарасовой Веры Степановны, ФИО4, и несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получать социальную выплату в 2012 году, по Голышмановскому муниципальному району, учитывая очередность подачи заявления на участие в программе.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Голышмановский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 22 августа 2012 года.

Судья Н.А. Заплатина