Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 2-206/2012
р.п. Голышманово 14 августа 2012 года
Голышмановский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Заплатиной Н.А.,
при секретаре Григорьевой М.В.,
с участием истца Сидоренко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-206/2012 по иску Сидоренко Людмилы Владимировны к филиалу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах о взыскании единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время,
У С Т А Н О В И Л:
Сидоренко Людмила Владимировна обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» о взыскании единовременной денежной выплаты за фактически отработанное ею время с 01 декабря 2005 года по 31 декабря 2011 года в филиале Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах, в сумме 58921 рубль, в счет предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством для медицинских и фармацевтических работников, мотивируя свои требования тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Омутинской районной больнице в должности медицинской сестры медпункта ф. Красноярской, с ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода на должность помощника санитарного врача в филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах, являясь медицинским работником. На обращение с заявлением об оказании единовременной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей отказано. Отказ в выплате считает незаконным, необоснованным.
В судебном заседании истец Сидоренко Л.В. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить, дополнительно суду пояснила, что является квалифицированным медицинским работником, проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Омутинской районной больнице в должности медицинской сестры медпункта ф. Красноярской, ей оказывалась социальная поддержка, производились единовременные выплаты, также и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время производятся выплаты по настоящее время, в сумме 1 200 рублей ежемесячно. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплаты не осуществляются, считает отказ в единовременных выплатах в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах незаконным.
Представитель ответчика Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено, в соответствии с поступившим отзывом на иск (л.д. 58-59), просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования не признали в полном объеме, просили в удовлетворении отказать. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области».
Заслушав истца Сидоренко Л.В., исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Сидоренко Л.В., в 1989 году окончившая Омское областное медицинское училище № по специальности медицинская сестра, с присвоением квалификации медицинской сестры, (л.д. 33), которой решением Государственной аттестационной комиссии Ялуторовского медицинского училища Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификация фельдшер по специальности «лечебное дело» (л.д. 34), то есть являющаяся квалифицированным специалистом, имеющим среднее профессиональное образование, проживающая в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в филиале Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском районах (в настоящее время – филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах) в должностях помощника санитарного врача, с ДД.ММ.ГГГГ – помощника врача по коммунальной гигиене.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (утратило силу ДД.ММ.ГГГГ). Пунктом 10 этого постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.
19 августа 1993 года вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 года), статья 63 которых в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть вторая).
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вступившим в силу с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 установлены меры социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях.
Пунктом 2 указанного постановления определено осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
Сообщением филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38), истцу Сидоренко Л.В. отказано в оказании социальной поддержки, в виде единовременной денежной выплаты за 2005-2011 годы, по тем основаниям, что она принята в штат филиала в ноябре 2005 года, тогда как данная социальная поддержка оказывается лицам, имеющим право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Суд находит отказ в оказании социальной поддержки, в виде единовременной денежной выплаты за фактически отработанное Сидоренко Людмилой Владимировной время в филиале Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском районах (в настоящее время – филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, в связи с неправильным толкованием ответчиком норм материального права.
Законодатель связывает предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг не с конкретной личностью работника федерального учреждения, а с должностью медицинских и фармацевтических работников в федеральных государственных учреждениях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Лицу, работавшему и работающему в филиале Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском районах (в настоящее время – филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах) в должностях помощника санитарного врача, с ДД.ММ.ГГГГ – помощника врача по коммунальной гигиене и проживавшему в сельской местности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ законодателем была установлена мера социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения и отопления жилого помещения, которая с 2005 года по 2011 год должна быть предоставлена в виде единовременной денежной выплаты.
Тот факт, что истец Сидоренко Л.В. была назначена на данную должность позднее ДД.ММ.ГГГГ не умаляет ее права на получение данной меры социальной поддержки.
Кроме того, судом в судебном заседании установлено, что истцу Сидоренко Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время оказывается социальная поддержка в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации в размере 1200 рублей (л.д. 61), что судом расценивается как признание ответчиком Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» за истцом Сидоренко Л.В. права на данные меры социальной поддержки.
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной защиты населения Омутинского района департамента социального развития Тюменской области (л.д. 19), Сидоренко Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг не пользовалась.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ан/174н.
В соответствии с п. 10 указанного приказа единовременная денежная выплата, начисленная за отработанное в учреждении время в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, производится учреждением способом, указанным работником в заявлении, в течение двух месяцев со дня подачи работником заявления с документами.
Единовременная денежная выплата работникам назначается по месту их работы в учреждениях (п. 3 приказа).
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что истец Сидоренко Л.В. имеет право на предоставление ей социальной поддержки за период ее работы в филиале ответчика, в виде единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истец просила взыскать выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, суд при вынесении решения исходит из этой даты, в связи с чем, в пользу истца Сидоренко Л.В. подлежит взысканию с Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» денежная сумма в размере 58921 рубль: за 2005 год: 1 месяц х 433 рубля = 433 рубля; за 2006 год: 12 месяцев х 565 рублей = 6780 рублей; за 2007 год: 12 месяцев х 641 рубль = 7692 рубля; за 2008 год: 12 месяцев х 706 рубль = 8472 рубля; за 2009 год: 12 месяцев х 878 рубль = 10536 рублей; за 2010 год: 12 месяцев х 981 рубль = 11772 рубля; за 2011 год: 12 месяцев х 1 103 рубль = 13236 рублей. В связи с вышеизложенным исковые требования Сидоренко Л.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сидоренко Людмилы Владимировны к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» - удовлетворить.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в пользу Сидоренко Людмилы Владимировны, в качестве меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в филиале Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском районах (в настоящее время – филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 58921 рубль.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Голышмановский районный суд Тюменской области.
Судья Н.А. Заплатина