Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2010 года Головинский районный суд г.Москвы
в составе председательствующего федерального судьи Жилкиной Т.Г.,
при секретаре Полковникове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3509/10
по иску Козловой Е.А., Агуреевой О.А. к Козлову А.Л., Козловой Т.Ф., Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании частично недействительным договора передачи квартиры в собственность,
У С Т А Н О В И Л
Козлова Е.А., Агуреева О.А. обратились в суд с иском к Козлову А.Л., Козловой Т.Ф., Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании договора передачи № 091514-001573 от 27 ноября 1992 года квартиры № дома <адрес> в собственность Козлову А.Л., Козловой Т.Ф. частично недействительными в части невключения их в состав участников приватизации, выделении им (каждой) ? доли квартиры, мотивируя свои требования тем, что на момент приватизации они являлись несовершеннолетними.
В судебном заседании Козлова Е.А., Агуреева О.А. исковые требования поддержали.
Козлов А.Л. против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что дочери знали о приватизации, Козлова Е.А. приносит в дом животных.
Козлова Т.Ф. против удовлетворения иска не возражала, пояснила, что квартиру было решено приватизировать на всех, при заключении договора приватизации они с мужем указали детей в заявлении на приватизацию, однако дети в состав участников приватизации не вошли. Она считала, что квартира приватизирована на всех, поскольку дети указаны в заявлении. Документы на приватизацию хранились у нее, дети их не видели, они знали, что все являются собственниками квартиры. В июле 2010 года из консультации с юристом, ей стало известно, что дочери не являются собственниками квартиры. В настоящее время в связи с конфликтными отношениями с мужем, т.к. он заявляет, что дочери не имеют никаких прав на квартиру, и он может их выписать, они вынуждены снимать квартиру. Если бы она знала, что дети не станут собственниками квартиры вместе с ней и мужем, то она не стала бы заключать договор приватизации на двоих.
Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, мнения по иску не представил.
Выслушав истцов Козлову Е.А., Агурееву О.А., ответчиков Козлова А.Л., Козлову Т.Ф., проверив и изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст.168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.
В силу ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения. .., по договору найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих, в том числе несовершеннолетних.
Как разъяснено Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст.69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение. Учитывая, что в соответствии со ст.ст.28 и 37 Гражданского кодекса РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов (п.7). Этим же постановлением Пленума разъяснено, что в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной (п.6).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 ноября 1992 года между Козловым А.Л., Козловой Т.Ф., с одной стороны, и Департаментом муниципального жилья (в настоящее время Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы), с другой стороны, был заключен договор передачи № 091514-001573 квартиры по адресу: <адрес> совместную без определения долей собственность Козлову А.Л., Козловой Т.Ф.. Несовершеннолетние Козлова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Козлова О.А. (после заключения брака 2 августа 2008 года Агуреева), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участниками приватизации не стали, хотя в заявлении о передачи квартиры в собственность были указаны. Приватизационная сделка выходит за рамки бытовой, а, следовательно, разрешение на отказ от участия в приватизации квартиры несовершеннолетних членов семьи нанимателя обязательно. Учитывая, что Козлова Е.А. и Козлова О.А. являлись членами семьи нанимателя, они сохраняли равенство прав, вытекающих из договора найма жилого помещения, в том числе и право стать участниками приватизации, наравне с совершеннолетними членами семьи, суд считает, что поскольку при приватизации жилого помещения по вышеуказанному адресу имело место нарушение закона - ст.53 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент заключения договора, предусматривающей равенство прав и для несовершеннолетних, вытекающих из договора найма, то договор передачи вышеуказанного жилого помещения в собственность лишь совершеннолетних членов семьи нанимателя подлежит признанию частично недействительными в части невключения в число собственников Козловой Е.А. и Козловой О.А., имевших право собственности на спорную квартиру при надлежащем заключении договора.
В соответствии со ст.ст.244, 245 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если доли участников общей собственности не определены на основании закона и не установлены соглашением участников общей собственности, то их доли считаются равными. Таким образом, доля каждого из собственников Козлова А.Л., Козловой Т.Ф., Козловой Е.А. и Козловой (Агуреевой) О.А. составляет по 1/4 доли квартиры по вышеуказанному адресу.
Что касается ссылки ответчика Козлова А.Л. о пропуске истцами Козловой Е.А. и Агуреевой О.А. срока исковой давности, то суд исходит из того, что срок исковой давности, определенный п.2 ст.181 Гражданского кодекса РФ, в данном случае должен исчисляться согласно п.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как установлено по делу, истцы узнали о том, что не были включены в число собственников, в июле 2010 года, после того как отец стал говорить им о том, что он является собственником и может их выписать из квартиры, опровержения чему суду не представлено, в суд же они обратились 7 октября 2010 года, т.е. в пределах годичного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И ЛИсковые требования Козловой Е.А., Агуреевой О.А. к Козлову А.Л., Козловой Т.Ф., Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании частично недействительным договора передачи квартиры в собственность – удовлетворить.
Признать частично недействительным договор передачи № 091514-001573 от 27 ноября 1992 года квартиры № дома <адрес> в собственность Козлову А.Л., Козловой Т.Ф., зарегистрированный в Департаменте муниципального жилья г.Москвы 1 февраля 1993 года за № 2-601137 в части невключения в договор передачи квартиры в собственность несовершеннолетних Козловой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Агуреевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за Козловой Е.А., Агуреевой О.А., Козловым А.Л., Козловой Татьяной Т.Ф. право общей долевой (в ? доле каждого) собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через канцелярию по гражданским делам Головинского районного суда г.Москвы.
Судья